Иностранные банки стали детально проверять счета нерезидентов и запрашивать дополнительные документы, предоставлять которые у клиента не было необходимости при открытии счета, рассказали РБК несколько зарубежных банкиров и подтвердили опрошенные юристы. В ряде случаев проведение проверок приводит к ограничению права клиента распоряжаться денежными средствами. По словам источника в швейцарском банке из топ-5, тысячи россиян могут оказаться под угрозой блокировки своих зарубежных счетов «по причине создания видимости смены налогового резидентства».
В связи с запуском международного обмена информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов европейские банки стали обновлять сведения о клиентах, чтобы избежать репутационных рисков, говорит руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. По ее словам, крупные банки давно находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, так как там держат средства, в том числе фигуранты «Кремлевского списка», опубликованного Минфином США. Сейчас практика ужесточения требований к клиентам распространилась и на мелкие банки.
По словам банкиров, есть два ключевых момента, на которые иностранные банки обращают пристальное внимание. Первый — источник происхождения денежных средств. В связи с этим банки запрашивают справки о доходах, чтобы убедиться, что заработанные клиентом средства сопоставимы с суммами, хранящимися на счете в банке. Если клиент не может предоставить документальное обоснование источника происхождения денежных средств, банки могут действовать по двум сценариям: ограничить операции на списание средств или установить повышенную комиссию за обслуживание счета.
Второй определяющий фактор при проверке иностранного банка — подтверждение налогового резидентства. Россия с 2018 года начнет получать информацию о зарубежных активах своих резидентов. В 2017 году массово стали менять налоговое резидентство, чтобы скрыть информацию о своих банковских счетах за рубежом от налоговых органов. Однако, по оценкам компании Smartgen, после того как Россия присоединилась к договору об автоматическом обмене налоговой информацией, европейские банки стали с особой осторожностью оценивать налоговый статус своих клиентов.
«Просто прийти в любой европейский банк с новым паспортом, который сейчас несложно приобрести во многих юрисдикциях, показать доход от сдачи недвижимости и надеяться на свою многолетнюю дружбу с банкиром уже недостаточно», — указывает финансовый директор компании Smartgen (оказывает консультационные услуги по обеспечению статуса налогового резидентства в Израиле) Дин Поллак.
В Smartgen подтвердили, что в последние два месяца к ним поступило множество обращений от состоятельных клиентов с просьбой обосновать их статус налогового резидентства в Израиле. Как правило, эти просьбы связаны с новыми, повышенными требованиями к клиентам со стороны банков Швейцарии, Великобритании, Израиля, Люксембурга и Кипра. Как пояснили в Smartgen, в числе клиентов банков этих стран появились, в частности, израильские граждане с российскими источниками происхождения капитала.
Причины блокировок
Обязанность перепроверять и обновлять информацию о нерезидентах, в том числе о россиянах, это вынужденная необходимость и большая нагрузка, рассказывает генеральный директор «КИТ Финанс Брокер» Юрий Лазаренко. «Для банков экономически невыгодно содержать потенциально проблемных клиентов», — продолжает он. Европейским банкам могут грозить штрафы за неправильное предоставление информации, если, например, клиент сначала пришел в кредитное учреждение как российский налоговый резидент, потом поменял налоговую юрисдикцию, предоставил минимум документов, а все его ежедневные платежи по-прежнему проходят через Россию.
В крупных швейцарских банках распространена практика запроса у клиента подтверждения декларирования активов в той юрисдикции, где он является налоговым резидентом, отмечает руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов. В частности, у российских налоговых резидентов отдельные банки стали запрашивать копии уведомлений об участии в иностранных компаниях или о контролируемых иностранных компаниях (КИК) с отметкой российского налогового органа о принятии этих документов. «Если клиент не подтверждает выполнения требований внутреннего законодательства (той юрисдикции, где он является налоговым резидентом. — РБК) или не может предоставить документы, объясняющие происхождение денежных средств, банк может заблокировать счет или попросить клиента добровольно вывести средства и прекратить сотрудничество», — говорит он.
Как отмечает ведущий юрисконсульт «КСК групп» Денис Ладыгин, у банков разные требования в части подтверждения налогового резидентства, но есть общие правила: подтверждение наличия права проживания в стране (паспорт или вид на жительство), подтверждение факта аренды недвижимости или владения ею, коммунальные счета, в отдельных случаях сертификат налогового резидента. Если клиент сможет все это предоставить, то его риски в части доказательства налогового резидентства минимизируются. Ладыгин добавляет, что в последнее время изменились и требования к подтверждению источника происхождения денежных средств.
Сейчас клиенту иностранного банка могут задавать вопросы как о происхождении нового капитала, так и о ранее размещенных денежных средствах. «Никто не говорит, что декларации должны покрывать всю сумму счета, но совершенно точно должно быть понимание, как появился первый миллион, как приобретались декларируемые активы и как росла доходность компаний. Возможно, потребуется информация о результатах деятельности контролируемых иностранных компаний, в том числе бухгалтерская отчетность», — резюмирует юрист.
Обращайтесь ко мне по вопросам частного банковского обслуживания, управления состоянием, открытия банковских счетов, покупки и хранения золота, перевода активов, а также за консультациями по вопросам защиты активов в Швейцарии.
Благодаря своим многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch
Комментариев нет:
Отправить комментарий