Schweizerischer Bankenombudsman -

воскресенье, 12 июня 2016 г.

ОТКРЫТИЕ СЧЕТА В ШВЕЙЦАРСКОМ БАНКЕ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОГО ЛИЦА (PEP)


В данном посте я хотел бы дать понимание всем заинтересованным лицам об особенностях работы швейцарских банков и о рисках, которые несут швейцарским банкам клиенты являющиеся политически значимыми лицами. А также ответить на вопрос открывают ли швейцарские банки счета политически значимым лицам.

Понятие «политически значимое лицо» (Politically Exposed Person, PEP) закреплено в швейцарском законодательстве, используется оно в качестве критерия для оценки риска, который могут представлять для банка клиенты, занимающие в зарубежной стране высокие государственные посты. Как показали недавние политические события, риск, связанный с PEP- клиентами для швейцарских банков, очень высок, что вызывает необходимость у банков усиливать банковский контроль и предъявлять более строгие требования к раскрытию информации при работе с такими физическими лицами.

Отголоски политических событий в отдельных странах сегодня не дают сомкнуть глаз швейцарским банкирам. В 1970-е годы по Европе бродил призрак экономической преступности, в 80-е воплощением зла оказалось отмывание денег, а в 90-е начался крестовый поход на коррупцию.

В Швейцарии коррупция и подкуп (в том числе пассивный) зарубежных государственных служащих преследуются в уголовном порядке. Здесь законом установлены внутрибанковские правила проверки клиентов, которые потенциально могут попасть под соответствующие статьи уголовного кодекса этой страны. В первую очередь опасность для банков представляют физические лица – власть имущие в странах с неразвитыми методами управления государственным имуществом.

Что делать банку, когда его клиент – политически значимое лицо – в одночасье превращается в преступника? Чем должны руководствоваться банки, чтобы избежать открытия счетов таким клиентам? Эти вопросы перед швейцарскими банкирами встают не первый раз.



В 2000 г. Федеральная банковская комиссия Швейцарии опубликовала отчет, в котором были подведены итоги нашумевшего дела нигерийского генерала Сани Абаша и его приближенных. В отчете поименно были названы банки, которые не смогли увидеть сомнительных обстоятельств или, если и заподозрили что-то, не приняли правильных решений. Предполагалось, что уроки из этой истории извлечены, хотя наказание провинившихся банков ограничилось преданием их имен публичной огласке.

В свое время в ответ на события в Тунисе, Египте и Ливии Федеральная служба по надзору за финансовыми рынками Швейцарии (FINMA) опубликовала отчет от 11 марта 2011 г., в котором пообещала найти виновных в нарушении правил проверки PEP- клиентов согласно швейцарскому законодательству. Вступили в силу и два постановления (от 18.12.2002 и от 08.12.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В них дается достаточно широкое определение политически значимого лица и предписывается осуществление дополнительных контрольных мер в отношении таких клиентов, представляющих возросший риск для кредитных организаций.

Итак, политически значимыми являются лица, занимающие важные государственные посты за пределами Швейцарии: главы государств; члены правительств; политические деятели высших рангов; высокие государственные служащие в администрации, юстиции, армии; партийные руководители; высшие руководители государственных предприятий, имеющих национальное значение; персоны, в известной степени связанные с ранее названными лицами родственными узами, личными или деловыми отношениями.

Окончательное решение, открывать или не открывать счет политически значимому лицу, в швейцарском банке вменяется в обязанность руководства самого высокого уровня, и оно обязано каждый год пересматривать вопрос о существовании счета.

Швейцарские банкиры проявляют особенную бдительность при открытии счета PEP-клиентам. Если же предоставленные ими объяснения вызывают подозрения, то, по закону, банкир должен сообщить о них в Бюро коммуникаций федеральной полиции (MROS). Банкир может быть признан виновным в отмывании денег, если бездействует в ситуации, где обязан активно осуществлять контроль. Такие примеры есть. В частности, осенью 2010 г. Верховный федеральный суд Швейцарии признал виновным банкира крупного банка на основании преступного бездействия: ему, по закону, следовало провести дополнительный контроль политически значимого лица – клиента банка.

Как долго PEP считается PEP?


С февраля 2011 г. в Швейцарии вступил в силу новый Закон «О реституции незаконных средств» (дополняющий Закон «О взаимной помощи по уголовным делам»), согласно которому понятие PEP охватывает не только нынешних, но и бывших политически значимых лиц.

Возникает вопрос: как долго следует считать лицо политически значимым после оставления им своего поста? Ведь бывший PEP, формально переставший выполнять функции государственного деятеля, может по-прежнему оказывать существенное влияние на органы власти и руководящих персон.

Вопрос о том, когда бывший PEP выходит из данной категории, рассматривается в директиве Комиссии Евросоюза 2006/70/ СE от 01.08.2006, которая, однако, не является частью швейцарского законодательства, поскольку эта страна не входит в ЕС. Директива устанавливает срок в один год. Решающим критерием здесь является действительно оказываемое влияние PEP, о котором известно или которого можно ожидать.

Какой PEP приемлем?

Распространенным способом определения, кого следует отнести к категории PEP, является информатизированный поиск в банковских и частных базах данных. Спрос на такую информацию большой, но и компаний, предоставляющих услуги в области систем управления рисками, немало. Наверное, самой известной в мире из таких компаний является World Check со штаб-квартирой в Англии, которая предоставляет доступ через Интернет к базе данных PEP.

Правда, на некоторые размышление наводит тот факт, что в базах данных подобных компаний без разбору собраны статьи из прессы и прочие подобные материалы. При этом достоверность собранной информации не гарантируется и сбор досье происходит, естественно, без ведома PEP- объектов.

Разумеется, швейцарские банки не обязаны автоматически отказывать в открытии счетов всем политически значимым лицам. Решающим моментом в данном вопросе является источник происхождение средств такого лица. На практике, чтобы решить вопрос о приемлемости клиента, учитывается не только его политическая значимость и страна происхождения, но и сумма средств, структура, организация, отрасль бизнеса, и самое главное – убедительность предоставленных разъяснений о происхождении средств.

При открытии счета принимается глобальная оценка ситуации – как будет выглядеть банк, если его имя публично упомянут вместе с именем данного политического лица? Чем менее стабильна политическая ситуация в отдельной стране, тем более очевиден риск, который представляет РЕР из этой страны для банка.

Обращайтесь по вопросам частного банковского обслуживания (private banking), управления состоянием (wealth management) и за консультациями по вопросам защиты активов.
Благодаря многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности и путям реализации деловых и личных интересов прежде всего в Швейцарии. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch


Комментариев нет:

Отправить комментарий