Schweizerischer Bankenombudsman -

понедельник, 28 января 2013 г.

С начала 2013 года в Швейцарии достоянием гласности стали сразу несколько крупных дел, связанных с отмыванием капиталов через швейцарские банки

Как уже известно читателям моего блога в январе 2013 года швейцарская федеральная прокуратура заблокировала ряд банковских счетов, связанных с нашумевшим коррупционным скандалом вокруг погибшего российского юриста С. Магнитского.

Кроме этого, также были начаты следственные мероприятия сразу в отношении нескольких клиентов швейцарских банков, в частности, против некоторых лиц, приближенных к Пехин Шри Абдул Таиб Махмуду (Pehin Sri Abdul Taib Mahmud), премьер-министру малазийского штата Саравак.

Ну и самая последняя новость в этом ряду касается испанского политика и бывшего казначея испанской «Народной партии» Луиса Барсенаса (Luis Barcenas), подозреваемого в коррупции, на счету которого в швейцарском банке следователями были найдены денежные средства в размере 27 миллионов швейцарских франков.

Учитывая такое “активное” начало 2013 года активизировались и критики, которые считают, что органы юстиции и регулятор должны более жестко контролировать деятельность финансовых институтов.

Стабильность, безопасность, конфиденциальность – эти традиционные и неотъемлемые качества, характеризующие Швейцарию в качестве мирового финансового центра. И именно эти качества и привлекают иностранных клиентов с большими деньгами. К сожалению, нередки среди них коррумпированные чиновники.

Как раз это обстоятельство и является лишним аргументом в пользу более строгого банковского законодательства, - считает Гретта Феннер (Gretta Fenner) из Базельского института проблем управления.

Федеральное Ведомство Швейцарии по надзору за финансовыми рынками (Finma) заявило в ответ: «Ясно одно: почивать на лаврах не приходится. Finma было и остается начеку там, где речь идет о возможных финансовых преступлениях, в частности, об отмывании преступных капиталов. И мы будем последовательно бороться против этого зла».
Напомню, что швейцарские финансовые институты разработали и реализовали сложную систему «раннего предупреждения», в частности, в отношении возможных случаях отмывания денег. По идее, ни одна подозрительная финансовая операция по счетам не может и не должно остаться незамеченным. Ежедневно служащие и менеджеры банков заполняют так называемые «SAR-формуляры» (от англ. «suspicious activity report»), отсылая их потом в адрес швейцарского Бюро по борьбе с отмыванием денег (Meldestelle für Geldwäscherei - MROS) в Берне.

Если какая-то операция попадает в поле внимания контролеров, то она может быть временно заморожена на пять дней. За это время власти должны принять решение, продолжать ли раскручивать данное дело, или нет. В 2011 году, после начала так называемой «Арабской весны», в адрес MROS поступило 1 625 сообщений о подозрительных финансовых операциях, 91% этих сообщений был инициирован органами юстиции кантонов или федеральными правоохранительными органами Швейцарии. Цена вопроса составляла тогда в общей сложности три миллиарда франков.

«У нас есть и другие возможности для того, чтобы проанализировать поступающую информацию», - говорит сотрудник MROS Стилиано Ордолли (Stiliano Ordolli) в интервью порталу swissinfo.ch. - «Мы имеем право доступа к большому количеству банков данных. Кроме того, мы можем запрашивать данные у наших иностранных коллег».

В связи с этим возникает вопрос, а не следовало бы создать черный список банковских клиентов? «Банки были бы не против такого списка», - говорит Г. Феннер. – «А то ведь сейчас постоянные дебаты между банками и регулятором протекают по одному и тому же шаблону: вы, банки, прекратите отмывать деньги – а вы, регулятор, лучше скажите нам, с кем мы не должны заключать сделок, и мы немедленно прекратим любые контакты с такими лицами».

В настоящее время в оборот введено понятие «политически заметного лица» (PEP). Существуют критерии, на основе которых определяется, кто попадает в данную категорию, а кто нет, и банки обязаны внимательно следить за такими клиентами. «Не думаю, что когда-нибудь мы дойдем до составления списка лиц, нежелательных с точки зрения ведения с ними банковских и прочих операций, и уж тем более – на международном уровне», - подчеркивает Г. Феннер.

Томас Суттер (Thomas Sutter), официальный представитель Швейцарского банковского объединения (Schweizerische Bankiervereinigung), заявил в интервью порталу swissinfo.ch, что банки наверняка приветствовали бы принятие обязательного к исполнению официального списка клиентов, подозреваемых в отмывании денег и с которыми, поэтому, нельзя иметь никаких финансовых дел».

Остается, однако, открытым вопрос о том, кто возьмет на себя ответственность за содержательное наполнение такого списка. «Без сомнения, список должен был бы обладать широкой международной поддержкой», - подчеркивает Т. Суттер. - «Однако не банковское это дело, составлять такого рода документы».

Недавно Швейцария получила аттестацию наивысшей категории из рук авторитетной «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» («Financial Action Task Force on Money Laundering» – FATF), межправительственной организации, занимающейся выработкой стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Швейцария относится к 16-ти странам, наиболее полно и последовательно реализующим издаваемые FATF постановления.

Швейцарское банковское объединение подчеркивает также, что Швейцария является единственной страной в мире, имеющей детально проработанные правила обращения с капиталами «политически заметных лиц». На своем сайте эта организация подчеркивает, что Швейцария в роли мирового финансового центра не хочет иметь никаких дел с «грязными деньгами» из криминальных источников, и что она активно борется с отмыванием таких капиталов.

Для консультаций по вопросам связанным с открытием и функционированием банковских счетов в швейцарских банках, регистрацией швейцарских компаний, а также другим вопросам, которые связаны со Швейцарией, вы можете обращаться по электронной почте: vvaleriy@me.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий