Schweizerischer Bankenombudsman -

среда, 14 марта 2012 г.

Швейцарская банковская тайна



Федеральный закон 'О банковской деятельности', принятый в 1934 году, четко сформулировал, что банковская тайна — это уголовно-правовое понятие. С этого момента за разглашение банковской тайны банкир мог быть наказан лишением свободы, что еще больше укрепляло права вкладчика на конфиденциальность передаваемой им информации.

В 2005 года вступили в силу положения Директивы Европейского Союза, регулирующей обмен информацией по инвестициям для целей налогообложения, что, по замыслу ее создателей, раскроет многие банковские секреты. Но это не коснется самого известного оплота банковской тайны — Швейцарии, которая не является членом ЕС.

Швейцария, расположенная в самом сердце Европы, которая хранит около 1/3 мирового частного капитала, продолжает тщательно охранять тайну банковских вкладов, несмотря на существующее давление со стороны Европейского Союза. Соблюдение банковской тайны является основополагающим принципом, на котором базируется вся банковская система Швейцарии.

Чтобы включить Швейцарию в систему обмена информацией, ЕС прибегал даже к угрозам ввести экономические санкции, но ничто не поколебало позицию страны, основной аргумент которой заключался в том, что тройка стран-членов союза — Австрия, Бельгия и Люксембург — также отказалась предоставлять вышеупомянутую информацию. Конечно, банковская тайна в Швейцарии — не абсолют. Швейцарское законодательство подробно оговаривает ситуации, при которых банковская тайна может быть частично раскрыта. В частности, если гражданин Швейцарии подозревается в совершении уголовного преступления, органы расследования могут предъявить решение суда, по которому необходимая следствию информация будет раскрыта. Это положение относится и к иностранным гражданам, но только в степени, определенной положениями договора Швейцарии с каждой конкретной страной. В любом случае, иностранные органы, ведущие расследования, не могут напрямую обратиться за такой информацией в финансовый институт Швейцарии — им необходимо решение швейцарского суда.

В определенных случаях орган юстиции иностранного государства может обратиться с соответсвующим запросом в швейцарский нацинальный департамент юстиции и полиции, и после соответствующего всестороннего рассмотрения, может быть выдано заключение о предоставлении информации о банковских вкладах. При уголовных расследованиях действие, совершенное преступником, должно быть уголовно наказуемыми по законам Швейцарии. Последнее обстоятельство существенно для сохранения банковской тайны, так как налоговые нарушения относятся в Швейцарии к незначительным правонарушениям, и уголовно не наказуемы.

Швейцарское законодательство четко разграничивает понятия 'уклонение от уплаты налогов' (непредоставление сведений о доходах) и 'налоговое мошенничество' (подделка документов, рэкет). В Швейцарии уклонение от уплаты налогов не является достаточным юридическим основанием для разглашения сведений, составляющих банковскую тайну. Если же совершено налоговое мошенничество, возбуждается уголовное дело, в связи с которым банковская тайна может быть раскрыта.

Швейцария отказывается сотрудничать с судами при рассмотрении ими дел об уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов состоит в отказе предоставить сведения о размерах части состояния или доходов налоговым органам. Является это или нет упущением или недооценкой со стороны властей, но швейцарские законы не считают такие случаи серьезными преступлениями и рассматривают их всего лишь как административные правонарушения.

Уклонения от уплаты налогов находятся в ведении налоговых органов, они, как правило, не рассматриваются в суде. За такого рода административные нарушения в Швейцарии наказывают штрафом или взысканием налогов за весь прошедший период. Швейцарские налоговые структуры не могут налагать штраф на иностранцев, если таковые не являются швейцарскими резидентами. Банкам запрещается информировать власти о случаях уклонения от уплаты налогов, за исключением тех случаев, когда речь идет об уголовном преступлении.

Налоговое мошенничество состоит в сокрытии налогооблагаемых средств посредством подделки, фальсификации или намеренного искажения документов. Случаи мошенничества различного рода также могут рассматриваться как налоговое мошенничество, даже если сами по себе они не связаны с фальсификацией документов. Налоговое мошенничество наказуемо в уголовном порядке, а швейцарские банки обязаны информировать обо всех подобных случаях законодательные структуры Швейцарии или других стран, действуя по приказу судьи.

Сегодня банковское законодательство Швейцарии соответствует самым высоким международным стандартам в области борьбы с организованной преступностью и противодействия 'отмыванию грязных денег'. Однако, этот результат достигнут без посягательств на конфиденциальность счетов законопослушных клиентов. В финансовом мире Швейцария заняла уникальную нишу в области предоставления частных банковских услуг, где с ней не могут соперничать другие финансовые центры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий