Schweizerischer Bankenombudsman -

четверг, 3 января 2013 г.

1 января 2013 года вступил в силу обновленный Договор об избежании двойного налогообложения между Россией и Швейцарией

Одним из существенных изменений в действующий Договор об избежании двойного налогообложения (далее - ДИДН) между Россией и Швейцарией является то, что с 1 января 2013 года Федеральная налоговая служба (ФНС) России сможет запрашивать у швейцарских коллег информацию о российских гражданах, заподозренных в уклонении от налогов.

Швейцария пересмотрела свою политику для соответствия стандартами ОЭСР в области обмена информацией. В финальной редакции Протокола указано, что Швейцария и Россия соглашаются со стандартными условиями обмена информацией, предусмотренными Модельной конвенцией ОЭСР, которые Швейцария уже согласовала с более чем 20 странами.
Аналогичные положения в отношении обмена информацией включены в подписанный Протокол к ДИДН между Россией и Кипром и в проект Протокола к ДИДН между Россией и Люксембургом. Ожидается, что положения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам, будут также согласованы Россией в рамках обсуждения ДИДН и с некоторыми другими государствами.

В соответствии с Протоколом обмен информацией будет осуществляться по налогу на прибыль и на капитал/имущество, а также по НДС. Обмен информацией включает и банковскую информацию, запрашиваемую налоговыми органами договаривающихся государств для обеспечения правильности применения внутреннего законодательства стран в отношении перечисленных налогов.

Обмен информацией будет осуществляться только после того, как запрашивающая страна исчерпает возможности всех обычных внутренних процедур для получения этой информации. При этом новые положения не требуют предоставления информации, получение которой запрещено законом или невозможно в ходе обычной административной практики того или иного договаривающегося государства. Кроме того, обмен не будет осуществляться в отношении информации, составляющей торговую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну либо торговый процесс. Стороны также договорились о том, что в отношении налогоплательщиков должны применяться «справедливые процедуры» для гарантии соблюдения прав налогоплательщиков в соответствии с порядком проведения административных мер.

В предоставлении информации не может быть отказано только на том основании, что этой информацией располагает банк, иная кредитная организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация относится к правам владения каким-либо лицом. Для получения запрошенной информации налоговые органы договаривающегося государства, получившего запрос, вправе в принудительном порядке обеспечить раскрытие указанной информации, вне зависимости от внутреннего законодательства России и Швейцарии.

Положения об обмене информацией, вводимые Протоколом, также не подразумевают автоматический обмен информацией, наличие требований о сборе предварительных фактов или произвольный обмен информацией. В Протоколе ясно определено, что данные формы обмена информацией нельзя будет применить на основании пересмотренных положений ДИДН. Кроме того, в запросе на предоставление информации необходимо будет указать конкретные данные, в частности, сведения о лице (налогоплательщике), в отношении которого ведется расследование, налоговую цель, для которой требуется информация, период времени, за который информация запрашивается, а также название и адрес лица, которое предположительно может обладать запрашиваемой информацией (например, банка или другого финансового учреждения).

В Протоколе запрещается обмен информацией в отношении прошлых периодов. Другими словами, Швейцария и Россия будут иметь права делать запросы о предоставлении информации в отношении, налоговых периодов, начиная с момента вступления Протокола в действие.

Резюмируя вышесказанное, обоснованные запросы российских налоговых органов не будут оставаться без ответа — так что у россиян, к примеру, получающих доходы на счета в Швейцарии и не сообщающих об этом ФНС, появляется повод для волнений. В связи с введением положений об обмене информацией юридическим и физическим лицам рекомендуется пересмотреть структуры владения активами и при необходимости, подумать об их реструктуризации с целью соответствия новым требованиям.

Кроме прокомментированного выше изменения к Договору об избежании двойного налогообложения между Россией и Швейцарией вводятся и другие изменения, о которых я раскажу в одной их последующих статей.

Для консультаций по вопросам связанным с открытием и функционированием банковских счетов в швейцарских банках, регистрацией швейцарских компаний, а также другим вопросам, которые связаны со Швейцарией, вы можете обращаться по электронной почте: vvaleriy@me.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий