Schweizerischer Bankenombudsman -

вторник, 22 мая 2012 г.

Налоговые преимущества от использования швейцарских компаний в международной коммерческой деятельности

В начале XXI столетия Швейцария по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных мест для иностранных предпринимателей для учреждения компании, занятой в международных операциях. Помимо традиционной нейтральности, политической и экономической стабильности, высококвалифицированной рабочей силы, а также высокого уровня жизни и месторасположения в центре Европы выбор этой страны в качестве базы для ведения международной коммерческой деятельности обусловлен ее привлекательной системой налогообложения. Несмотря на то, что Швейцария не является страной с «нулевой налоговой ставкой», она может предложить компаниям, деятельность которых главным образом осуществляется за ее пределами, два специальных налоговых режима — холдинговой компании (socie′ te′ holding) и вспомогательной компании (socie′ te′ auxiliaire), — приводящих к низким эффективным ставкам налога на прибыль, а также налоговые льготы для обществ капиталов и кооперативов, имеющих определенные доли участия в других компаниях, и налоговые льготы для вновь созданных компаний. Более того, на фоне нынешнего мирового финансового и экономического кризиса, приводящего к необходимости сохранения активов и сокращения расходов, следует ожидать, что привлекательность Швейцарии в качестве места для создания компаний в ближайшее годы еще больше возрастет.

Целью статьи является объяснение налоговых преимуществ вследствие использования специальных налоговых режимов, а также швейцарских обслуживающих компаний (socie′te′ de services) в международных коммерческих операциях, в частности в операциях, связанных с российскими лицами и активами. Особое внимание при этом уделяется условиям, существующим в кантоне Женева и кантоне Цуг, которые наиболее подходят для создания подобных компаний.

Перед объяснением конкретных налоговых режимов и преимуществ целесообразно сделать общий обзор швейцарской системы налогообложения прибыли и капитала компаний, а также объяснить механизм действия уменьшения налогов для квалифицированных долей участия в других компаниях (re′ duction pour participations).

Общий обзор системы налогообложения прибыли и капитала компаний в Швейцарии

Действующая в Швейцарии система налогообложения прибыли и капитала отражает распределение компетенции в законодательной сфере между Конфедерацией, образующими ее 26 кантонами и приблизительно 2800 муниципалитетами (коммунами). Конфедерация может взимать только те налоги, которые прямо предусмотрены для нее в Федеральной конституции, в то время как кантоны сохраняют суверенитет по всем другим налоговым вопросам, а муниципалитеты осуществляют полномочия в налоговой сфере, которые переданы им кантонами. Поскольку Федеральная конституция предусматривает конкурентные полномочия Конфедерации и кантонов в области налогообложения прибыли компаний, прибыль компаний подпадает под налогообложение на трех уровнях: на федеральном; на уровне кантонов и на уровне муниципалитетов. Вместе с тем, принимая во внимание, что федеральный налог на капитал был отменен с 1 января 1998 г., в настоящее время налог на капитал компаний взимается только на кантональном и муниципальном уровнях.

На федеральном уровне налогообложение прибыли компаний регламентируется Федеральным законом о федеральном прямом налоге от 14 декабря 1990 г. (Закон о федеральном прямом налоге, LIFD). Согласно данному Закону налоговая ставка федерального налога на прибыль для обществ капиталов и кооперативов составляет 8,5% от чистой прибыли. Хотя каждый кантон и муниципалитет продолжают иметь свои собственные налоговые нормы, начиная с 1 января 2001 г. эти нормы гармонизированы в соответствии с Федеральным законом о гармонизации прямых кантональных и муниципальных налогов от 14 декабря 1990 г. (Закон о гармонизации прямых налогов, LHID).

В результате основные элементы налогообложения на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях в настоящее время весьма сходны, хотя применимые налоговые ставки и разрешенные налоговые вычеты попрежнему могут отличаться между кантонами. Это, в свою очередь, предоставляет предпринимателям, рассматривающим вопрос о месте для регистрации своей будущей компании, значительные возможности для выбора.

В кантоне Женева совокупная кантональная и муниципальная налоговая ставка составляет 23,39%. Соответственно с учетом добавления федерального налога обычное совокупное налоговое бремя для компаний, которые не могут претендовать на получение какого-либо специального налогового статуса в данном кантоне, будет приблизительно 31,89%.

В кантоне Цуг (муниципалитет Цуг) совокупная кантональная и муниципальная налоговая ставка максимально составляет 10,25%11, и обычное совокупное налоговое бремя будет приблизительно 18,75%. Принимая во внимание, что налоги в Швейцарии включены в расходы по ведению бизнеса, вычитаемые из чистой прибыли, эффективная совокупная налоговая ставка на прибыль компаний, не имеющих специального налогового статуса, в кантоне Женева будет приблизительно 23,18% от чистой прибыли, в то время как в кантоне Цуг — около 15,78%.

Наконец, обычная налоговая ставка на капитал компаний в кантоне Женева составляет 0,40% уставного капитала, а для компаний и кооперативов без налогооблагаемой прибыли — 0,44%. В кантоне Цуг обычная ставка налога на капитал составляет 0,0759%. Поскольку дополнительные кантональные и коммунальные сантимы, определяемые каждый год органом законодательной власти кантона, добавляются к этой базовой налоговой ставке, средняя ставка налога на капитал в кантоне Женева будет варьироваться между 0,4 и 0,6% уставного капитала.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий