Schweizerischer Bankenombudsman -

четверг, 19 апреля 2012 г.

Почему США "полицейское" государство ?

Итак, в продолжение моих рассуждений о том, что США можно считать "полицейским" государством, хочется добавить несколько "штрихов" на эту тему. Вот некоторые из них. Да будет вам известно, что США - единственная развитая страна, которая требует от своих граждан платить налоги на доходы даже в том случае когда гражданин США покинул страну на продолжительное время (или навсегда), и его доходы ни коим образом не связаны с США. Поэтому большое количество людей стремятся выйти из гражданства США и прописаться в какой-нибудь экзотической стране типа Вануату, чтобы перестать посылать деньги на родину занимаясь бизнесом в других странах. Однако в правительстве США тоже люди неглупые и существует норма, гласящая о том, что если человек вышел из гражданства США только для того, чтобы не платить налоги, то он должен будет их платить в течении последующих 10 лет после выхода из гражданства. Существует презумпция, что если человек выходит из гражданства и получает больше определенный суммы в год или имеет активы на определенную сумму, то причиной выхода из гражданства является нежелание платить налоги, поэтому такому бывшему гражданину США еще придется финансировать бюджет США в течении 10 лет. Иной мерой наказания за отсутствие патриотизма может быть налог, который заключается в том, что в день лишение гражданства будет считаться, что бывший гражданин продал все свое имущество по рыночным ценам и на разницу может быть насчитан налог даже несмотря на то, что это имущество никогда не будет продано. Дальше больше. Со вступлением в силу с 1 января 2013 года закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – Закона о налогообложении иностранных счетов – банки всего мира окажутся под юрисдикцией IRS (Internal Revenue Service – налоговой службы США). Принятый в марте 2010 года Закон рассматривается в качестве дополнения к Закону о мерах по восстановлению занятости (Hiring Incentives to Restore Employment – HIRE), призванного бороться с безработицей в США. Для финансирования этого закона необходимо как никогда усилить борьбу с уклонением от уплаты налогов, и на этот раз Вашингтон готов идти до конца. На практике это означает, что иностранные банки обязаны выполнять ряд процедур с целью выявления американских налогоплательщиков. Помимо граждан США, в список входят также иностранцы, состоящие в браке с американскими гражданами. У администрации США «длинные руки» – закон коснется и неграждан, проживающих за пределами страны, и даже тех, кто никогда не бывал в США. На практике иностранные банки будут обязаны раскрывать всю информацию о тех счетах, на которых учитываються американские активы, даже если они принадлежат не гражданам США. Чтобы попасть под действие FATCA, достаточно иметь в США имущество или активы, недвижимость, котирующиеся или не котирующиеся на бирже американские акции. Порядок применения FATCA еще будет уточняться со стороны IRS (налоговая служба США). В этой перспективе использование офшорных структур, в том числе трастов, для владения американскими активами в надежде, что имя собственника не будет раскрыто, представляется нереальным. Сложно согласиться и с распространенным среди швейцарских финансовых посредников убеждением, что всегда найдутся клиенты, готовые инвестировать в американский рынок анонимно, через инвестиционные фонды (ПИФы). Некоторые крупные швейцарские банки уже направили своим клиентам циркуляры с просьбой более внимательно изучить правовые последствия своего потенциального инвестирования в США. Толчком послужила опубликованная IRS 8 апреля 2011 года Инструкция 2011-34, перечисляющая некоторые пункты FATCA. Действительно, закон пока устанавливает только общие принципы, а задачу давать дальнейшие разъяснения и указания возлагает на IRS. В этой связи Инструкция 2011-34 опубликована с целью развеять любые иллюзии у тех, кто надеется с помощью различных лазеек обойти этот закон. В теории банки, безусловно, могут пытаться игнорировать положения FATCA, так как согласно законодательству США этот закон должен применяться повсеместно, что, однако, не имеет никакой правовой международной основы. Во многих странах местным компаниям и финансовым посредникам запрещено соблюдать требования, выдвигаемые властями других стран. В швейцарском Уголовном кодексе существует статья 271, пресекающая «неправомерные действия, совершенные от имени иностранного государства». Однако, на практике Ассоциация швейцарских банкиров (ASB) ведет переговоры с IRS и с Ассоциацией Европейских Банков. Отвечая на наши вопросы, представительница ASB в Базеле ограничилась выражением надежды на то, что IRS займет прагматичную позицию. По сути IRS давал время до 7 июня 2011 всем иностранным банкам и ассоциациям для анализа и комментариев ситуации. При этом официальные швейцарские власти заняли по этому вопросу позицию молчания. Однако всем очевидно, что эта ситуация создает серьезный прецедент для Берна. На каком основании Швейцария сможет в дальнейшем отказывать странам Евросоюза в обмене внутренней банковской информацией, если сама будет готова подчиниться требованиям налоговых органов США? Швейцарские и европейские банкиры только сейчас начинают понимать грандиозный масштаб работы, который их ожидает, чтобы полностью соответствовать требованиям IRS. Банкиры пытаются понять разницу между уже знакомым им более десяти лет статусом квалифицированного посредника (Qualified Intermediary – QI) и будущим статусом «участвующих зарубежных финансовых организаций» (Participating FFI), предложенным IRS. Банк, имеющий статус QI, должен заниматься удержанием налогов у своих американских клиентов (withholding tax) с инвестиций в американские активы. Клиенты должны, однако, дать на это согласие, подписав форму W9. Банк со статусом Participating FFI будет обязан выявлять и передавать IRS всех клиентов, имеющих статус US Persons, независимо от того, инвестируют они средства в американские активы или нет. Некоторые банки пытаются уйти от работы с клиентами – гражданами США и даже американскими активами. Однако им не удастся избежать обязанности отчитываться перед IRS в том, что они сделали все необходимое, чтобы убедиться в полном отсутствии у себя счетов американских клиентов. В этой связи Инструкция 2011-34 не проясняет ситуацию в полной мере. Очевидно, что IRS хочет заставить иностранные банки принять статус Participating FFI, который фактически превращает их в агентов IRS. Со вступлением в силу FATCA банки, уже имеющие QI статус, будут вынуждены принять новый статус, что автоматически наложит на них более серьезные обязательства. На этот раз сотрудничество с IRS будет касаться всех юридических субъектов одной и той же финансовой группы. Будет невозможно иметь отдельный банк или его филиал категории private banking вне рамок положений FATCA. Банки, отказывающиеся выполнять директивы IRS, т.е. имеющие статус Non-Participating FFI, рискуют оказаться в трудном положении: Инструкция 2011-34 содержит серьезные поправки, касающиеся межбанковских операций. Промежуточные платежи, проходящие через организации, не являющиеся участниками FFI, имеющие статус Non-Participating FFI, будут облагаться налогом в размере 30% от суммы трансакции, а распоряжаться этими отчислениями будут банки-участники FFI. При таком жестком подходе отказ от любого сотрудничества с IRS будет невозможным. Некоторые швейцарские и европейские банки разработали специальные анкеты, которые помогают выявлять связи с США не только клиента, но и его окружения. Эти банки предпочтут воздерживаться от любых отношений с иностранными компаниями, частично принадлежащими инвесторам, которые сами имеют статус US Persons. При этом компания считается американской при условии, что US Persons владеют в ней долей от 10% и выше. Кроме того, отчисления, получаемые банками – участниками FFI, дадут IRS прекрасную возможность расширить свою базу данных. Каждый банк – участник FFI обязан предоставить следующую информацию о владельце счета, вне зависимости от его гражданства: его имя, номер и остаток на счете, а также все операции, проводимые по счетам. Такое положение закона означает, что не зарегистрированный инвестор, вкладывающий средства в американские активы, квалифицируется как недобросовестный держатель счета (Recalcitrant Account Holder, RAH) и должен воздержаться от любых денежных операций. Если теоретически возможно держаться подальше от US Persons, то невозможно отказаться от денежных операций с американской валютой. Таким образом, в интересах банков получить статус Participating FFI. Такие банки приобретут статус Условного участника FFI (Deemed Compliant FFI) лишь в том случае, если пройдут необходимую процедуру, изложенную в последующих инструкциях IRS. Тема последствий применения закона FATCA активно обсуждается в банковском сообществе. При этом возникает вопрос, какой же информацией банки вправе делиться с клиентами. Свобода финансовых организаций крайне ограничена в связи с тем, что американский закон запрещает банкам заниматься налоговым консалтингом. Запрещено всё, что может выглядеть как «подталкивание» клиентов к обходу американского налогового законодательства. Полагаю, что приведенной информации будет достаточно для того чтобы с уверенностью отнести США к государствам "полицейского" типа, которые стремятся установить тотальный и повсеместный контроль за своими гражданами, прикрываясь при этом популярными лозунгами, в данном случае необходимость борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий