Один из вопросов, который был вынесен на вчерашний референдум в Швейцарии, касался принятого в июне 2016 года швейцарским парламентом третьего пакета мер по оптимизации швейцарской системы налогообложения прибыли от коммерческой деятельности иностранных фирм холдингового характера. Цель пакета была адаптировать эту систему к новейшими международным налоговым стандартам, принятым недавно в рамках ОЭСР с целью борьбы с таким международным феноменом, как эрозия налоговой базы и перемещение прибыли в юрисдикции с пониженным налогообложением.
Проблема особых налоговых режимов некоторых кантонов возникла в отношениях Швейцарии и Европейского союза примерно в 2007 году, когда из Брюсселя начала все более громко доноситься критика в адрес действующих в Конфедерации правовых норм, регулирующих деятельность холдинговых, домицилированных и смешанных компаний. Напомним, что в случае таких компаний речь идет о корпорациях, официально зарегистрированных в Швейцарии, но реально ведущих свою коммерческую деятельность за ее пределами. Прибыль же от этой деятельности переводится ими затем в Швейцарию, и где и происходит ее налогообложение по очень «выгодным» ставкам.
По мнению Евросоюза, такая практика является прямым нарушением Договора о свободной торговле, подписанного между Берном и Брюсселем в 1972 году. Долгое время Швейцария не соглашалась идти в этой сфере на какие-либо уступки, однако в 2014 году ЕС, G20 и ОЭСР начали совместное наступление против практики перевода доходов и прибыли международных компаний в юрисдикции с пониженным налогообложением. В этой ситуации правительство Швейцарии было вынуждено принять собственный план борьбы с эрозией налоговой базы и адаптировать национальное налоговое законодательство к международным стандартам, отказавшись от «особых налоговых режимов» в некоторых кантонах и начав переход на рельсы автоматического обмена налоговой информацией с иностранными государствами в сфере налогообложения прибылей транснациональных корпораций.
Но чтобы при этом сохранить высокую степень международной конкурентоспособности, кантоны должны были получить право вводить у себя международно-признанные форматы налогового стимулирования предпринимательской деятельности, например, в сфере поддержки инновационных стартапов, а также компаний и фирм, занимающихся деятельностью в области НИОКР и фундаментальных научных исследований. Один из таких инструментов называется «Patentbox», он позволяет осуществлять льготное налогообложение прибыли, полученной на счет того или иного использования прав на нематериальную интеллектуальную собственность, например, патентов. Кроме того, инновационные предприятия получали бы в рамках такого налогового режима возможность списывать с налогооблагаемой базы фактические расходы на техническую и иную организацию НИОКР.
По мнению противников данного пакета мер, реформа эта есть ни что иное как незаслуженный налоговый подарок компаниям и фирмам, тогда как негативные ее последствия, в частности, недобор налогов на уровне кантонов и общин в сумме до 3 млрд. франков в год, должны будут неизбежно лечь на плечи всего общества, включая швейцарские предприятия малого, мельчайшего и среднего бизнеса, на долю который приходятся 99,6% генерируемого в стране ВВП. И это был, наверное, самый серьезный аргумент против реформы, который, как видно, и сыграл решающую роль в исходе референдума. Народ испугался, что реформа приведет к усилению общего налогового бремени в стране, к сворачиванию общественно-значимых социальных программ, к усилению налоговой конкуренции кантонов, а, значит, к новым программам сокращения бюджетных расходов на уровне субъектов федерации, что негативно отразится, прежде всего, на самых социально уязвимых слоях общества.
По оценкам федерального правительства Швейцарии (Федерального совета), в результате данной реформы кантоны и общины действительно недосчитались бы налоговых поступлений в 2 млрд. франков в год. С целью компенсировать кантонам и общинам грозивший дефицит, федеральный центр был готов начать возвращать субъектам федерации (кантонам) не 17% всех прямых федеральных налогов, как сейчас, а 21,2% (в абсолютных цифрах данный трансфер составит ежегодно сумму в 920 млн. франков). Дополнительно федеральный центр намеревался обеспечить слабым в финансовом и ресурсном отношении кантонам помощь в размере 180 млн. франков в год в течение следующих семи лет. Цель — помочь таким субъектам федерации пережить первый, самый сложный для них, период реализации положений реформы, при том понимании, что за семь лет кантоны должны будут суметь сами найти для себя новые источники налоговых поступлений. Эти аргументы, однако, воздействия на избирателей не возымели. И они отвергли реформу большинством в 59,1%, за реформу отдали свои голоса 40,9% избирателей.
Обращайтесь ко мне по вопросам частного банковского обслуживания, управления состоянием, открытия банковских счетов, покупки и хранения золота, перевода активов, а также за консультациями по вопросам защиты активов в Швейцарии.
Благодаря своим многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch
Комментариев нет:
Отправить комментарий