Schweizerischer Bankenombudsman -

вторник, 10 января 2017 г.

ПРАКТИКА ГРУППОВЫХ ЗАПРОСОВ НА ПРИМЕРЕ НИДЕРЛАНДЫ - ШВЕЙЦАРИЯ


Относительно недавно (в 2016 году) Нидерланды решили воспользовались новой опцией в рамках административной помощи по налоговым делам и направили групповой запрос налоговой администрации Швейцарии. Нидерланды запросили информацию о бывших клиентах банка UBS, домицилированных в Нидерландах, баланс по счетам которых превысил 1500 евро за период с февраля 2013 по декабрь 2014 года. Запрос основывался на письме, якобы разосланном UBS своим клиентам в Нидерландах, которое оказалось в распоряжении налогового органа страны. В этом письме банк предположительно информировал клиентов о необходимости предоставить подтверждение соблюдения ими налогового законодательства либо закрыть счета.

Позиция налогового органа Нидерландов была такова, что каждый клиент, получивший такое письмо от UBS, мог не соблюдать требования налогового законодательства своей страны с точки зрения банка. Поэтому налоговый орган направил швейцарским коллегам запрос административной помощи, охватывающий потенциально широкий круг лиц. Из формулировок запроса следовало, что все клиенты банка, которым было разослано такое письмо и которые не предоставили банку достаточных свидетельств соблюдения ими налогового законодательства, и стали целью этого запроса.



Швейцарский налоговый орган принял запрос из Нидерландов. Это было впервые со времен случая с США и UBS в 2009 году, когда налоговый орган Швейцарии получил групповой запрос и предоставил информацию по нему по решению швейцарского парламента. Некоторое время рассматривались возражения против решения швейцарского налогового органа о предоставлении информации в ответ на этот групповой запрос. Во время рассмотрения возражений данные о лицах, в отношении которых получен запрос, не передаются запрашивающей стороне.

Процедура в отношении столь широкого запроса административной помощи в Швейцарии обычно такова: банк информирует клиента, которого касается запрос, о том, что такой запрос получен, и в первую очередь просит его назначить представителя или предоставить свой текущий адрес в Швейцарии. По запросу представителя клиента банк предоставляет представителю доступ к файлам клиента. В течение срока, определенного швейцарским налоговым органом, представитель клиента может подать в налоговый орган обоснованные возражения против предоставления информации по запросу либо в пользу того, чтобы ограничить предоставляемую информацию определенными документами.

После этого налоговый орган выпускает финальный приказ в отношении запроса. Если решение о предоставлении информации по запросу положительное, документы, определенные в тексте окончательного приказа, передаются компетентному органу другой страны, от которого исходил запрос, если нет возражений со стороны клиента. Возражение может быть подано в административный суд Швейцарии в течение 30 дней после выпуска финального приказа. Возражение приостанавливает действие приказа: данные не передаются запрашивающему иностранному налоговому органу, пока суд рассматривает возражения клиента. Решения Федерального административного суда Швейцарии могут быть обжалованы в очень ограниченном количестве случаев, когда стоит правовой вопрос фундаментальной важности или дело представляет особую важность в силу других причин.

Сейчас направление и обработка информационных запросов возможны в рамках соглашения об избежании двойного налогообложения между Нидерландами и Швейцарией. Соглашение было заключено до того, как ОЭСР представила концепцию групповых запросов.

Запрос из Нидерландов стал первым групповым запросом с тех пор, как Швейцария приняла соответствующие национальные нормы. Поэтому швейцарские суды должны принять решение о наличии достаточных правовых оснований и о соблюдении условий для предоставления информации по запросу. Кроме того, не существует ясного разграничения между групповыми запросами и так называемыми “fishing expeditions”. Согласно ОЭСР, “fishing expedition” – это спонтанный запрос, который не имеет очевидной связи с начатым расследованием. Подразумевается, что национальные суды должны оценить, является ли групповой запрос из Нидерландов таким сбором компрометирующих материалов или нет.

Необходимо принять во внимание, что единый стандарт по обмену налоговой информацией введен и вводится во многих странах мира. После введения стандарта в Швейцарии информация, которую налоговые органы Нидерландов хотят получить посредством группового запроса, будет предоставляться на ежегодной основе налоговым органам стран, принимающих участие в автоматическом обмене.

Групповой запрос от Нидерландов касался информации за прошедшие периоды. Решение швейцарского суда предоставить информацию по этому запросу могло бы повлечь направление властями Нидерландов аналогичных запросов в отношении клиентов других банков Швейцарии, либо направление групповых запросов другими странами в отношении своих резидентов, имеющих счета в швейцарских банках. Однако Федеральный административный суд Швейцарии принял возражения клиентов банка и отказал в предоставлении информации по групповому запросу Нидерландов. Суд указал, что в соответствии с Протоколом к налоговому соглашению между Швейцарией и Нидерландами для получения информации запрос административной помощи должен содержать имя налогоплательщика, в отношении которого запрашивается эта информация. Групповой запрос от Нидерландов не содержал имен налогоплательщиков.

Хотя получение информации по групповым запросам не предусмотрено двусторонними договоренностями между Нидерландами и Швейцарией, следует иметь в виду, что это будет возможно по Конвенции ОЭСР об административной помощи по налоговым делам, которая вступает в силу в Швейцарии с 1 января 2017. После вступления в силу Конвенция также позволит запрос информации за прошлые периоды (до трех лет до вступления в силу Конвенции для целей расследования налоговых правонарушений, которые относятся к уголовным правонарушениям по законам запрашивающей страны). Другие страны, которые подписали и введут в действие Конвенцию, также смогут рассчитывать на получение информации по групповым запросам от партнеров по международному соглашению.

Обращайтесь ко мне по вопросам частного банковского обслуживания, управления состоянием, открытия банковских счетов, покупки и хранения золота, перевода активов, а также за консультациями по вопросам защиты активов в Швейцарии.
Благодаря своим многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch


Комментариев нет:

Отправить комментарий