С 1994 года совокупный баланс центральных банков мира расширился десятикратно - с $2.1 трлн. до $21 трлн. Этот рост не отражает какую-то обычную тенденцию, которая временно вышла из-под контроля. Это взрыв денежного безумия, нечто доселе невиданное.
Это означает, что ФЕД, ЕЦБ, Банк Японии, Народный банк Китая (НБК) и множество меньших центральных банков купили $19 трлн. правительственных облигаций, корпоративных долгов, индексных фондов и даже некоторых акций, заплатив за это нажатием кнопки «печать» в своих финансовых программах.
Такое расширение баланса центральных банков на момент начала «феерии печатания» в 1994 году представляло 70% общемирового ВВП. Но с точки зрения бухгалтерии столь грандиозное расширение баланса подозрительно само по себе.
Объясняется это тем, что компенсирующая сторона активов возникла за счет приобретения уже существующих активов - финансовых требований, которыми первоначально финансировались покупки реальных товаров и услуг. В то время как равная и противоположная сторона обязательств была создана вливанием денежного кредита, полученного из воздуха, не представлявшего никаких материальных ценностей и тем более никаких сбережений, полученных ранее от производства реальной экономической продукции.
Иначе говоря, центральные банки заменили на $19 трлн. бумажного кредита $19 трлн. реальных сбережений из текущего дохода, который в противном случае потребовался бы на финансирование долга и акций, выпущенных предприятиями, домохозяйствами и правительствами на протяжении последних двух десятилетий.
Разумеется, эта гигантская подмена сильно сфальсифицировала цену денег и капитала. Это стало большой жирной ставкой на финансовых рынках, которая отбросила ставки капитализации на глубокий субэкономический уровень, что означает, что доходность по облигациям была очень низкой, а цены акций и отношение цена/рост доходов - слишком высокими.
Если бы в мировой экономике выпускались ценные бумаги и кредиты на триллионные суммы без этого огромного увеличения баланса центральных банков, процентные ставки взлетели бы, а отношение цены к росту доходов акций снизилось бы. И это стало бы препятствием для безрассудной финансовой экспансии, которая имела место в реальности.
Короче говоря, из-за безудержной скупки облигаций центральными банками в последние 20 лет мировая экономика стала непомерно финансово раздутой.
В отношении долга, например, увеличение было примерно 4-кратным. То есть, полный общемировой долг, включая государственные и частные долги, вырос с $40 трлн. до $225 трлн. Этот немыслимый прирост в $185 трлн., по сравнению с приростом ВВП $50 трлн., означает, что мировой коэффициент использования заемных средств вырос до беспрецедентного уровня.
Глобальный ВВП (столбцы слева) и долг (столбцы справа)
Расширение акционерного капитала на торгуемых фондовых рынках мира показало одну и ту же тенденцию. В течение двух десятилетий мировая капитализация фондового рынка выросла на $60 трлн. или на 11% в год, до пика мая 2015 года. Это почти в два раза превышает темпы роста номинального ВВП, то есть, подразумеваемая ставка капитализации мирового дохода была высокой - хотя мировая экономика была раздута и деформирована невообразимым кредитным пузырем.
Объем капитализации мировых фондовых рынков, в $ трлн.
Таким образом, на недавнем пике мировые финансы составляли $300 трлн. ($225 трлн. долга плюс $75 трлн. акций), по сравнению с $60 трлн. ($40 трлн. долга и $20 трлн. акций) в 1994 году. Надо ли говорить, что этот 5-кратный рост вызвал, среди прочего, невиданный рост капитальных затрат.
Но это не здоровый устойчивый рост, потому что финансировавший его базовый долговой и акционерный капитал - 5-кратный скачок инвестиций в котируемые компании в течение этого периода - был сильно недооцененным. Соответственно, сейчас мир перегружен нерентабельными, избыточными мощностями во всей производственной цепочке - добыча, перевозка навалочного груза, производство, склад, контейнеровозы и воздушный транспорт, доставка низовым потребителям.
Упадок в добыче железной руды в Австралии и сланцевом бурении, например, в Северной Дакоте, означает, таким образом, не просто традиционные товарные циклы в нефти и стали. Он знаменует приход того, что станет длительным снижением капитальных расходов, которое подавит спрос на энергоносители и металлопродукцию на долгие годы.
Что отражает сложную перспективу для цен на железную руду в ближайшие несколько лет из-за ожидаемого дальнейшего снижения спроса, в то время как предложение, как ожидается, за 2017 год вырастет ещё на 5% по завершении текущих проектов.
Но это официальный метод выдавать желаемое за действительное. На самом деле все крупные источники спроса на металл находятся в стадии глубокого сокращения. Мировое судостроение застопорилось; строительство объектов инфраструктуры в Бразилии, Турции и в развивающихся странах в свободном падении; а китайская кредитная пирамида, породившая огромные избыточные инвестиции в многоквартирные дома, промышленное производство и общественную инфраструктуру, явно грозит падением.
Соответственно, мировой спрос на железную руду, вероятно, упадет на 20%, а не на 2%. Цены, таким образом, опустятся намного ниже, возможно до уровня $20 за т. Это станет беспрецедентным, стремительным банкротством в мировой металлургической промышленности, с умножительным эффектом в секторах смежных поставок.
Такой обвал спроса не может быть исправлен с помощью очередного раунда печатания денег центральными банками, так как мир уже находится на пике долга. Следовательно, мировой сектор корпоративных прибылей ожидает глубокий спад - также как фондовые рынки входят в последнюю стадию подъема за счет горстки все еще растущих акций компаний с высокой капитализацией.
Как говорил не безызвестный товарищ И.В. Сталин в 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б), «экономический кризис… приводит к дальнейшему обострению империалистической борьбы. Речь идет уже не о конкуренции на рынках, не о торговой войне, не о демпинге. Эти средства борьбы давно уже признаны недостаточными. Речь идет теперь о новом переделе мира, сфер влияния, колоний путем военных действий».
Политика - концентрированное выражение экономики, а война - концентрированное выражение политики, то количество нарастающих сегодня с каждым днем экономических и политических противоречий нельзя будет разрешить без войны, обнуляющей все обязательства. Война - это всегда способ решения экономический проблем.
Я разговаривал с благополучным жителем Швейцарии, так он говорит, что у нас тоже многие ежатся в предчувствии войны. Надо начинать готовится…
Еще в конце 2013 году наблюдая за экономическим упадком и ростом внутреннего долга во Франции, швейцарские власти всерьез начали готовиться к любому развитию событий, вплоть до военного конфликта с соседней страной. Так армия Швейцарии провела учения бронетанковых бригад во франкоязычном кантоне, отрабатывая действия по отражению нападения Франции на Конфедерацию.
По созданному Швейцарией сценарию, Франция, пережив полную финансовую катастрофу, распадается на отдельные независимые регионы. Один из них, условно обозначенный швейцарскими военными "Сония" ("la Saônia" — по названию французской реки Сона), куда входят исторические провинции Бургундия и Франш-Конте, совершает нападение на Швейцарию. Власти "Сонии" требуют от швейцарских банкиров списать их долги.
По сценарию учений, получивших название Duplex-Barbara, войска "Сонии" вторгаются во франкоязычную Швейцарию через три перевала в горах Жюра и пытаются стремительным танковым броском выйти к Женевскому озеру и сходу взять Лозанну, Женеву и Невшатель.
По всей Конфедерации прокатывается волна диверсий и терактов. Близкая к правительству "Сонии" полувоенная организация "Свободная бригада Дижона" (Brigade Libre de Dijon) угрожает высадить десант в Женеве, если Швейцария "не вернет украденные у "Сонии" деньги".
Предчувствуя падение евро, социальный хаос и приток беженцев, в 2012 году командование вооруженных сил Швейцарии провело подобные учения над названием "Stabilo Due".
В 2014 Главнокомандующий вооруженными силами Швейцарии генерал Андре Блаттманн порекомендовал гражданам Швейцарии и Европейского союза на всякий случай иметь дома запас питьевой воды, консервов и дров.
По мнению высокопоставленного военного, это необходимо, учитывая ухудшившуюся в последние годы ситуацию с безопасностью в мире, от которой может пострадать даже традиционно придерживающаяся нейтралитета Швейцария.
«Вот уже как два или три года я особенно внимательно отношусь к новым угрозам. Наше общество стало очень уязвимым и не подготовлено к новым рискам», – заявил генерал Блаттман. По его словам, среди таких угроз кибератаки и массовое отключение электричества.
«Для повседневных нужд человеку нужно, по крайней мере, восемь литров воды – для того, чтобы пить, готовить пищу, стирать. Представьте себе на минуту, сколько воды понадобится семье на несколько дней», – отметил главнокомандующий.
В интервью газете Генерал Блаттманн рассказал, что дома у него всегда «есть запас из 30-40 упаковок минеральной воды без газа», это около 300 л, плюс цистерна с питьевой водой. То же самое касается и запасов продовольствия, а также дров, которыми можно отапливать помещение.
«Вполне возможно, не столь уж и бесполезно говорить людям о том, чтобы они имели дома запасы на непредвиденный случай», – считает военачальник.
Весьма важное событие произошло также в начале этого года (2015). Случился самый мощный взлет швейцарского франка за всю историю валютных торгов (в моменте доходило до +30%) и самый мощный обвал фондового рынка Швейцарии за 25 лет (за 2 дня падение рынка на 15%). Впервые за всю историю государственные облигации Швейцарии ушли в отрицательную область вплоть до 8 летних бондов. Хотя рынок гос.бондов Швейцарии – фантом, где новых размещений длинных бумаг не проводится уже почти, как 10 лет, т.к. бюджет профицитный, а сам долг ничтожный (менее 100 млрд).
Это событие по настоящему уникальные. ЦБ Швейцарии всегда отличался последовательностью и предсказуемостью. Любой сдвиг в монетарной политике предполагал длительный подготовительный процесс в виде вербальных интервенций, готовя рынок к смене, либо модернизации денежно-кредитной политики. Это произошло внезапно, и не считая инсайдеров, к такому повороту событий никто не был готов. Риски существенные, т.к. последние три года ШНБ приучил рынок к исключительно низкой волатильности и обороне уровня 1.2 по еврофранку.
Кто выиграл от стремительного роста франка?
1. Преимущественно население Швейцарии, которое имеет свыше 650 млрд в виде ликвидных активов (номинированных в шв.франке) в валюте и фондах денежного рынка. Они стали богаче почти на 20%, что позволит им покупать больше товаров из Европы, например. Население также имеет во франко-активах более 300 млрд шв.франков (50 млрд долговый рынок + 170 млрд акции напрямую + 90 млрд в паях у инвест.фондах).
2. Иностранные инвесторы, которые имеют активы, номинированные в швейцарских франках на 2.1 трлн. У иностранных инвесторов в прямых инвестициях сидит 760 млрд, в портфельных почти 1 трлн, в ликвидных инструментах денежного рынка около 300 млрд. Обвал фондового рынка Швейцарии, как раз связан с этим моментом, т.к. те активы в Швейцарии, которые имели иностранцы в моменте резко подорожали, если их перевести в евро или доллары. Это бы привело к тому, что все бы захотели зафиксировать профит. Чтобы не возник внезапно нереализованный случайный профит, то фондовый рынок Швейцарии упал на величину, чтобы швейцарские активы, выраженные в долларах или евро были не выше, чем до решения ЦБ Швейцарии. В моменте нереализованный профит иностранных инвесторов достигал сотен миллиардов евро или долларов.
Кто больше всех потерял?
1. Брокеры. Там мрак и все горит адским пламенем. Хотя многие повышали маржинальные требования, но недостаточно. Многих вынесло. Потери еще предстоит оценить, но 5-7 крупных международных брокеров в критическом положении.
2. Хэдж фонды и инвестиционные фонды (особенно швейцарские). Сильно ударили по тем, кто имел слишком много иностранных активов (а таких очень много). Швейцарские инвестфонды держали лишь 40% своих активов в шв.франке. Те, кто недостаточно захэджировал позиции понес колоссальные убытки.
3. Сам ЦБ Швейцарии. Швейцарский национальный банк имеет 475 млрд валютных резервов, выраженных в швейцарских франках на конец 2014, но все эти резервы удерживает в иностранных активах: 29% в долларах, 44.5% в евро, 8.3% в иенах, 7% в фунтах и 12% в остальных валютах. За четверг-пятницу потери от обесценения активов составили около 60 млрд швейцарских франков, тем самым объем валютных ЗВР составляет немногим больше 410 млрд франков.
4. Коммерческие банки Швейцарии.
Оценочные потери (дыра) банковской системы Швейцарии около 190 млрд франков или до 6.2% от всех активов (и это при капитале банков на 220 млрд), но это если оценивать в лоб без учета захэджированных позиций и валютных долгов. Однако, не всегда применима в банковской системе оценка активов по текущим рыночным котировкам, т.е. обвал иностранных активов не автоматически приводит к дыре в банковских балансах. Банки могут иметь хэдж с использованием деривативов, также банки могут иметь долги в иностранной валюте и падение активов отчасти может быть нейтрализовано переоценкой долгов.
У швейцарских банков обязательств на 2.84 трлн шв.франков, при этом в иностранной валюте почти на 1.5 трлн, т.е. сальдо инвалютных активов уравновешивается инвалютными долгами. Это если судить по всем банкам Швейцарии, но проблемы начинаются тогда, когда кто-то имеет смещенную валютную позицию (что случается практически всегда). Поэтому стоит пристально следить за банками Швейцарии, которые в крайне скверном положении находятся после ухода ставок на межбанке в отрицательную область и резким ростом франка при огромных внешних позициях.
5. Экспортеры Швейцарии потеряли от роста франка. Экспорт товаров по ведущим товарным группам составляет 200 млрд шв.франков в год. Однако не наблюдается ярко выраженная корреляция между курсом франка и величиной экспорта с учетом тенденций в бизнес активности ведующих торговых партнеров Швейцарии. Например, с 2007 года франк вырос почти на 50% (без учета последнего роста франка) к валютам основных торговых партнеров, но объем экспорта даже немного вырос. Да, он стагнирует с 2011, но это наблюдается и в Европе. В пересчете в евро экспорт из Швейцарии давно обновил максимумы и растет. Т.е. сильный франк не всегда приводит к ослаблению позиций во внешней торговли, эластичность между этими показателями низка. Потери от роста франка будут, но вероятно не столь масштабные в виду специфики экспорта из Швейцарии.
Итак, возвращаясь к основному вопросу. Почему так вышло, что ЦБ Швейцарии, который отличался последовательностью и предсказуемостью сделал нечто, что низвергло рынок в хаос? ЦБ Швейцарии отличается высокой компетентностью и хитрожопостью. Тут даже вопрос - кто более хитрожопый - США или Швейцария? По крайней мере, банки Швейцарии весьма умело сумели вывести активы из ПИГС еще до кризиса (о чем я писал 4 года назад). ЦБ Швейцарии это не безумцы из ЦБ РФ. Все же определенная история взаимоотношений в фин.секторе присутствует. Зная, к каким драматическим последствия приведет это решение - к чему такая спешка с решением по отмене фиксации еврофранка и столь безумных отрицательных ставках?
Прослеживается намек на отказ в наращивании евро активов, предполагая весьма вероятный кредитный и межбанковский кризис в Еврозоне, который может возникнуть после попыток выхода Греции из Еврозоны. После чего удержание евро активов может быть опасным, как в виду обесценения, так и из-за вероятности частичных или масштабных дефолтов, списаний. Сами эти попытку будут означать опасения относительно других (наиболее слабых участников Еврозоны), как например Португалия и Испания. Это может привести к схлопыванию долгового рынка в Еврозоне, т.к. ни банки, ни другие контрагенты не захотят кредитовать субъекты, которые могут пойти по пути Греции.
Плюс еще фактор масштабного QE от ЕЦБ, что внесет определенные коррективы в структуру обращения ценных бумаг в Еврозоне. Судя по всему, Швейцария ставит на усиление турбулентности в Еврозоне и в мире, причем ставка крупная.
И заключении напомню, что бывший премьер-министр Люксембурга и бывший глава Еврогруппы а ныне президент Евросоюза Жан-Клод Юнкер в своем интервью немецкому изданию Der Spiegel в 2013 году заявил, что видит рост национализма, проблемы в экономике и другие факторы, которые “напоминают ситуацию в Европе перед Первой мировой войной”.
Следует отметить, что Жан-Клод Юнкер всегда отличался довольно осторожными и тактичными высказываниями, его вряд ли можно упрекнуть в стремлении к сенсационным заявлениям. Однако в своем интервью немецкому журналу “Шпигель” он провел ряд пугающих параллелей между тем, что происходит в Европе сегодня, и ситуацией накануне Первой мировой войны.
Швейцария всегда была мировым лидером и центром обслуживания частного капитала. Швейцарские банки имеют прочную и стабильную финансовую репутацию, желание обслуживаться в них у частных клиентов не только не пропадает, но и продолжает уверенно расти, даже несмотря на непростое время для швейцарской банковской системы, в частности в период переосмысления постулатов банковской тайны".
Швейцария является страной с многовековой традицией нейтралитета, за которой прочно закрепилась слава миротворца и посредника в разрешении международных конфликтов. Швейцария не вступает в военные союзы, не занимает какую-либо сторону в международных вооруженных конфликтах, а также является закрытой для транзита иностранных войск.
Нейтралитет означает очень многое для Швейцарии и в качестве международного финансового центра. Отсутствие вооруженных конфликтов и народных волнений в деле сохранения сбережений и активов выгодно отличают Швейцарию от таких юрисдикций, как Дубай, Сингапур и Гонконг.
Международный финансовый кризис показал проблемы в экономики США и стран ЕС, что также сказалось на долларе и евро. Швейцария продолжает иметь рост экономики, стабильную валюту, низкий уровень государственного долга, первоклассный международный рейтинг, низкие налоги и эффективный государственный аппарат.
Швейцария сейчас, как никогда, воспринимается, как «надежное укрытие» для личных и профессиональных финансов. Вот почему наши клиенты отводят Швейцарии ключевую роль в их инвестиционной стратегии, и почему они заинтересованы в банковских счетах в швейцарских банках, покупке и хранении драгоценных металлов в швейцарских хранилищах, анонимных холдинговых структурах, которые позволяют им вывести активы под швейцарскую юрисдикцию.
Обращайтесь ко мне по вопросам частного банковского обслуживания, управления состоянием, открытия банковских счетов, покупки и хранения золота и других драгоценных металлов, а также за консультациями по вопросам защиты активов в Швейцарии.
Благодаря своим многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch
Комментариев нет:
Отправить комментарий