Schweizerischer Bankenombudsman -

среда, 10 апреля 2013 г.

Швейцарский Закон об административной помощи по налоговым вопросам


Как я уже упоминал ранее с 1 февраля 2013 г. вступил в силу новый федеральный Закон об административной помощи по налоговым вопросам. Предлагаю ознакомиться с небольшим обзором его основных положений.
Закон состоит из 25 статей, а также 2 приложений: изменения, вносимые в существующее законодательство (Закон о судебной системе, Закон о таможне, Закон об НДС, Закон о налогообложении процентов, Федеральное постановление о введении международного соглашения об избежании двойного налогообложения), и Положение об административной помощи по групповым запросам в соответствии с международными налоговыми соглашениями.

Закон применяется в отношении соглашений об избежании двойного налогообложения (DTA), а также других международных договоров (например, налоговые соглашение между Швейцарией и ЕС), которые предусматривают обмен информацией по налоговым вопросам. В случае, если международный договор Швейцарии содержит иное положение о процедуре обмена информацией, применяться будет этот договор.

Передача информации по Закону осуществляется на основании трех принципов: непрерывности оказания правовой помощи, передачи сведений только по запросам и самое главное - запрет передачи информации о лицах, о которых не идет речь в запросе. Последний принцип важен еще и в контексте закрепляемой Законом и Положением возможности направления в Швейцарию групповых запросов: лицо, о котором направляется информация, должно полностью подходить под описание, указанное в запросе.
В первую очередь, в запросе должно указано лицо, в отношении которого он направляется. Лицо может быть названо по имени либо определено путем описания. Помимо описания лица, в отношении которого запрашивается информация, в запросе должно быть указано его обоснование: налоговая цель запроса, основания предполагать, что информация находится именно в Швейцарии, а также потенциальных обладателей этой информации. Также запросом должна подтверждаться его законность, соответствие всем указанным требованиям, а также подтверждение того, что государство уже исчерпало все внутренние процедуры и возможные источники для получения этой информации.

Отдельно оговаривается, что не предоставляется информация с целью исследования, а также если эта информация не входит в перечень предоставляемой в рамках применимого двустороннего соглашения, или если получение такой информации требует совершения действий, являющихся, по Швейцарскому праву, незаконными. Дополнительной гарантией является то, что запрашивающие органы не имеют права требовать ознакомления с самими документами, содержащими информацию, а также личного присутствия представителя при административной процедуре.

Описание лиц, в отношении которых направляется групповой запрос, дается с помощью "образца поведения", который должен указывать на то, каким образом происходит нарушение налогового законодательства. Такими указаниями могут служить, по мнению некоторых швейцарских аналитиков, просьба клиента банка отсылать ему банковские документы "до востребования" или незаполнение им нужных бланков.

Запрос должен быть составлен таким образом, чтобы возможно было установить группу лиц, в отношении которой запрашивается информация. Если в запросе идет речь о конкретном лице, но не определен банк (банки), швейцарские налоговые службы не обязаны проверять все банки (которых более трехсот), действующие на территории Швейцарии. Но если число банков ограничено и запрос должным образом обоснован, швейцарские налоговые службы должны запросить соответствующую информацию.

Отсутствие четкой законодательной формулировки повлекло жесткую критику закона (в частности, со стороны либеральной "зеленой" партии): пока сложно провести грань между такими групповыми запросами и так называемыми "случайными запросами" (fishing expedition) - необъективным расследованием, которое направлено на неопределенный круг лиц, и зачастую влечет необоснованные придирки. Тем не менее, во всех комментариях к закону, а также к соглашениям Швейцарии, содержащим такое положение, неоднократно подчеркивается отличие групповых запросов от "рыболовных экспедиций", незаконность и недопустимость последних.

Информацию, которая запрашивается иностранным органам, швейцарская налоговая служба может запросить у лиц, интересы которых затрагиваются запросом, у лиц, обладающих этой информацией (например, у банков), а также у кантональных и федеральных налоговых и других органов. В целом, процедура одинакова. Однако, при получении информации непосредственно от лица, о котором идет речь в запросе, Швейцарская налоговая служба информирует местную кантональную налоговую службу о проводимых мерах (например, о проверке бухгалтерских документов) и дает ей возможность принять в них участие. В случае, если лицо, о котором идет речь в запросе, или лицо - обладатель информации отказывается предоставить нужные сведения в установленный срок, оно подлежит наложению штрафа в размере 10000 франков.

Что касается непосредственно процедуры передачи информации, она бывает двух видов: упрощенная и обычная. Упрощенная процедура - это передача сведений с согласия лица, о котором запрашивается информация. Согласие является безотзывным. Можно дать согласие и в отношении части запрашиваемой информации: в этом случае, по упрощенной процедуре будет передана только эта часть.

По обычной процедуре лицу, о котором запрашивается информация, направляется соответствующий приказ, о котором ставятся в известность налоговые органы кантона. Если это лицо - нерезидент, то информирование осуществляется через его контактное лицо в Швейцарии или путем публикации в официальной газете (Bundesblatt). Запросы госорганов не облагаются платой, однако, в случае, если издержки достигли нестандартного размера или если лицо препятствовало своим незаконным поведением передаче информации, на него могут быть возложены все издержки по запросу.

Как сам приказ, так и связанные с ним постановления (например, о применении принудительных мер) могут быть обжалованы в течение 10 дней, однако только вместе с основным приказом. Жалоба обладает отлагательным действием, т.е. до вынесения по ней решения все действия органов в отношении запрашиваемого лица приостанавливаются. Единственный запрос, на который нельзя подать жалобу - это запрос собственно швейцарского органа в адрес иностранной инстанции о предоставлении информации. Стоит, однако, отметить, что, по оценке некоторых швейцарских юристов, такое обжалование редко дает положительный результат и, если и позволяет выиграть время, то очень незначительное (2-3 месяца).

Для полученной в ходе запроса информации действуют следующие правила касательно ее дальнейшего использования в Швейцарии:
- Швейцарскими налоговыми органами может далее использоваться только та информация, которая была передана;
- Банковская информация может использоваться в дальнейшем швейцарскими налоговыми органами, только если она могла быть получена и по внутреннему швейцарскому законодательству;
- В судебном (административном) процессе против запрашиваемого лица полученная информация может использоваться только с его согласия или если она могла быть получена и без его участия;
- Швейцарские органы могут запрашивать только ту банковскую информацию у иностранных органов, которая могла бы быть получена в Швейцарии по швейцарскому праву.

В новом Законе также затрагивается вопрос связанный с сохранением банковской тайны. В частности, закрепляется, что информация, касающаяся сведений, содержащих банковскую тайну, может быть получена с помощью применения принудительных мер. Это положение, безусловно, ограничивается гарантиями, содержащимися в других административных актах Швейцарии - в частности, гарантии соблюдения банковской тайны даны в Законе об административной процедуре и Законе об административных наказаниях. По общему правилу, в случае, если лицо возражает против исследования документов, документы опечатываются и находятся под охраной до решения суда.

Кроме того, сам Закон содержит оговорку о том, что запрос о получении информации касательно банковских сведений может быть принят на обработку только в том случае, если его выполнение не нарушает законодательства Швейцарии. Поскольку положения Закона являются общими по отношению к положениям DTA, применяться могут только те принудительные меры, и только в связи с теми налогами, которые указаны в DTA. Как правило, это налог на прибыль и налог на имущество. Кроме того, со вступлением в силу Закона, вносится соответствующее изменение в Закон об НДС и Закон о таможне (новая ст. 75а Закона об НДС о международной помощи предусматривает оказание административной помощи аналогично новым положениям Закона о таможне. Все нововведения, разумеется, опираются на Закон об оказании административной помощи по налоговым делам).

Одним из спорных моментов при обсуждении закона являлась дата, начиная с которой возможно отправление таких запросов. Рассматривалось три варианта: 18 июля 2012 - момент, когда возможность направления таких запросов была закреплена в ОЭСР, 28 сентября 2012 - дата принятия Закона и 1 февраля 2013 - дата вступления Закона в силу. В комментариях к закону финансовый министр Швейцарии Эвелин Видмер - Шлумпф склонялась к третьему варианту, однако, на данный момент в Постановлении Бундесрата сказано, что групповые запросы могут касаться информации по делам, начиная с 28 сентября 2012. Критика этого положения касалась, во-первых, "переходного периода" с сентября по февраль- по какой процедуре должен был отправляться запрос, а, во-вторых, обратной силы закона, т.к. официально вступивший в силу с 1 февраля Закон будет распространять свое действие на события, возникшие до этой даты.

Проблема решена однозначно только для стран, которые ранее заключили со Швейцарией DTA, содержащие возможность направления таких групповых запросов: для них дата, с которой возможно направлять групповые запросы установлена в самом соглашении. К примеру, такая возможность предусматривается в соглашении Швейцарии и США (в редакции Протокола 2009), Швейцарии и Ирландии.

В целом, можно констатировать, что Швейцария не охотно но постепенно идет на сотрудничество в области предоставления информации. Новым Законом решается проблема, стоявшая в швейцарском праве достаточно давно: Швейцария могла запросить и передать в иностранное государство такую информацию, которую сама не могла получить в соответствии со швейцарским правом. Теперь полученной в ходе запроса информацией могут пользоваться и швейцарские органы.

Несмотря на все положительные стороны закона, зарубежные (особенно французские) юристы критикуют положения нового закона, поскольку они обязывают швейцарские органы информировать запрашиваемое лицо о направлении ему запроса - это дает возможность нарушителям уничтожить доказательства.

Для консультаций по вопросам связанным с открытием и функционированием банковских счетов в швейцарских банках, регистрацией швейцарских компаний, а также другим вопросам, которые связаны со Швейцарией, вы можете обращаться по электронной почте: vvaleriy@me.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий