Schweizerischer Bankenombudsman -

пятница, 30 ноября 2012 г.

Как выходит из кризиса мировой private banking

Частным банкам поступил четкий сигнал к пересмотру стратегий: общие объемы активов уже пять лет остаются неизменными, а рыночная волатильность давит на портфели клиентов. В причинах сложного положения индустрии private banking, а также распределении сил на ряде местных рынков, разбирался Александр Бакаев.

После сложного 2011 года глобальный private banking надеялся на восстановление в 2012-м, но первая половина года не принесла желаемых результатов. Мировое благосостояние при этом растет, и частные банки не успевают за этим ростом, свидетельствует McKinsey Private Banking Survey 2012. Индустрия не освоила еще 10 трлн долларов клиентских активов, писал управляющий партнер Scorpio Partnership Себастьян Дови в работе What is the Future of Worldwide Wealth Management? этим летом. В последние три года размер private investable wealth ежегодно увеличивался на 8–15%, однако показатели прибыли в сфере частного банковского обслуживания в 2010–2011 годах явно отставали. В Западной Европе пул прибылей на протяжении этих двух лет оставался неизменным, сохраняя 13-процентный отрыв от уровня 2003 года (согласно исследованию McKinsey). В Северной Америке замечен небольшой рост: в 2010 году пул прибылей в private banking здесь составлял 49% от пула докризисного 2007 года, тогда как в 2011-м – «уже» 55%; аналогичные цифры по Азии – 65% и 57%.

«Рынки капитала еврозоны в 2011 году продемонстрировали плохие результаты, особенно в III квартале, что стало одной из причин слабой динамики инвестиционных портфелей, – отмечает McKinsey. – Ситуация далека от нормальной, даже если мыслить долгосрочно: в последние пять лет рыночная волатильность оказывала значительное давление на портфели private banking, а общие объемы активов за тот же период едва ли изменились, что сигнализирует частным банкам о необходимости пересмотреть инвестиционные стратегии и продукты». Регуляторы и клиенты после кризиса стали более жесткими, и, по мнению McKinsey, не все банки смогут приспособиться к этим новым реалиям. Только лишь для удержания позиций им потребуется скорректировать курс с оглядкой на изменившиеся «правила игры» – повышенную волатильность и пониженный аппетит к риску. Влияние регуляторных реформ, вопреки ожиданиям многих, будет сохраняться еще долго, и восстановление рынка не спасет частные банки от действия этого немаловажного фактора. Изменение «правил игры» может дать фору игрокам с развивающихся рынков, поскольку именно здесь улучшается ситуация с клиентами – как с оншорными, так и с офшорными. На зрелых рынках богатство генерируется с меньшей скоростью, а значит, основной драйвер роста этого показателя в мировых масштабах – как раз emerging markets.

Западная Европа

Чистая маржа в западноевропейском private banking с 2005 по 2011 год упала с 37 до 24 базисных пунктов. И такой уровень, судя по всему, стал новой нормой для участников индустрии. «Чтобы у частных банков появилась хоть какая-то надежда на восстановление прибыльности, им надо пересмотреть издержки», – пишет McKinsey. Означает это, что – придется сокращать персонал или нет – требования к сотрудникам, в частности к клиентским менеджерам (CRM), остаются высокими. Вот как описывает подходящего кандидата на должность CRM один из представителей сферы частного банковского обслуживания: «Социолог. Экономист. Полицейский. Предприниматель. С опытом работы от 15 лет» (цитата из исследования индустрии PBWM – Performance through focus, проведенного KPMG и Институтом менеджмента Университета Санкт-Галлена).

Австрия

Рынок Западной Европы неоднороден, и в каждой стране своя специфика. Так, австрийские банки пытаются использовать географическую близость к Центральной и Восточной Европе, а также к странам СНГ, отмечает Eurogroup Consulting в исследовании European Private Banking Study 2012. Эти регионы – основные рынки роста для Австрии, однако она не забывает и о Западной Европе. Банки, расположенные у западных границ страны, ориентируются на Германию. При этом индустрия достаточно равномерно распределена среди множества игроков. 42% рынка – у структур коммерческих банков, в их числе – Bank Austria Private Banking, UBS Private Banking, Deutsche Bank Private Wealth Management и Credit Suisse Luxembourg. 36% рынка private banking отвоевали структуры сберегательных и профсоюзных банков, в том числе Erste Bank Private Banking, Kathrein & Co. Privatbank и Privat Bank. И только 22% у самостоятельных частных банков (Bankhaus Krentschker & Co., Bank Gutmann, Bankhaus Carl Spängler Co., Capital Bank и др.).
По прогнозам экспертов, на австрийском рынке не ожидается существенного роста объемов, а офшорных денег и вовсе станет меньше из-за проблем с банковской тайной и конфиденциальностью. Доверие клиентов при этом стабильно падает, а жесткие регуляторные нововведения потребуют изобретения специальных ноу-хау и повышения затрат, констатирует Eurogroup Consulting. Активы под управлением (AuM) будут расти, но роста прибыльности эксперты не ожидают.

Франция

В целом, по мнению Eurogroup Consulting, французский private banking устойчив в условиях кризиса и обладает интересными перспективами роста.
Распределение клиентов здесь схоже с Австрией. Правда, превосходство коммерческих банков во Франции еще более очевидно, на их счету 47% рынка (в их числе BNP Paribas, Société Générale, HSBC и Barclays). Сберегательные и профсоюзные банки занимают 32% (примеры – Caisses d‘Epargne, LCL и La Banque Postale). Сами частные банки Eurogroup Consulting группирует с инвестиционными менеджерами, относя сюда Neuflize OBC, UBS, La Compagnie F inancière, Edmond de Rothschild, Rothschild & Cie, Credit Suisse, KBL, Lazard Frères Gestion и Martin Maurel. Еще один любопытный сегмент во французской индустрии private banking – страховые компании, на чью долю прих одится 3% рынка (примеры – Axa GP и SwissLife). Несмотря на общую зрелость французского банковского рынка, сегмент private banking здесь еще недостаточно развит, отмечают авторы European Private Banking Study 2012. И среда для развития пока не самая благоприятная: над индустрией нависли новые риски, связанные с последствиями долгового кризиса, угроза инфляции и колебаний курсов валют. Конкуренция между коммерческими банками и инвестменеджерами называется не иначе как беспощадной, а клиенты требуют услуг, выгодных для себя, но мало или вовсе невыгодных для продавца. Общий же прогноз экспертов Eurogroup Consulting: французский private banking ожидает рост AuM и потеря прибыли.

Германия

Основной фактор, влияющий на немецкий private banking, – внешний: сложные экономические условия, из-за которых прибыльность постоянно снижается.
Распределение сил на немецком рынке также не оригинально. На коммерческие банки приходится 45%, в том числе 12% – на Deutsche Bank/Sal.Oppenheim. Достаточно сильны позиции Commerzbank (8%) и HVB/Unicredit (6%). Группа сберегательных и профсоюзных банков занимает 35% сектора. В нее входят Hamburger Sparkasse, Bremer Landesbank, Landesbank Berlin, LB Baden- Württemberg и DZ Bank. Частным банкам из разряда standalone досталась пятая часть рынка, из которой свои доли есть у M.M. Warburg, Berenberg Bank, Bankhaus Lampe, Bankhaus Metzler, Flossbach & von Storch, Feri Family Trust, CEROS Vermögensverwaltung и VMZ.
При этом, отмечают эксперты, у коммерческих банков самая широкая линейка продуктов и услуг, но действительно уникальных торговых предложений им не хватает. Продуктовая стратегия у таких структур недостаточно четкая, и это тоже минус. Из продуктов особенно популярны инвестиции в недвижимость, спрос на которые высок из-за инфляционных опасений.
В отличие от рассмотренных выше стран, в Германии не ожидается роста активов под управлением – виной тому жесткая конкуренция. Вердикт по прибылям от Eurogroup Consulting еще более неутешительный – они будут падать. Возможно, такой прогноз отражает стабильную потерю доверия клиентов и их разочарование результатами, за которые те не готовы платить. По данным исследования, клиенты в Германии все чаще склоняются к смене банка.

Северная Америка

Североамериканский private banking близокк стагнации: активы под управлением за прошлый год практически не изменились. По данным McKinsey, чистый приток составил лишь 1% от AuM на начало года, но рыночная динамика полностью его нейтрализовала. Общая прибыль тем не менее увеличилась на 13% в связи с повышением валовой маржи и сохранением расходов на прежнем уровне вопреки удорожанию талантливых кадров. Другим важным фактором стал грамотный прайсинг.
Банки фокусируются на ультрахайнетах в ущерб сегменту хайнетов-миллионеров, который растет быстрее. Правильно они поступают или нет, но конкуренция со стороны региональных wealth-менеджеров и специалистов в сфере альтернативных инвестиций усиливается, и проторенных путей к росту может оказаться недостаточно – потребуются новые, которые позволят закрепиться на существующем фундаменте, отмечает McKinsey.
При поиске новых путей, возможно, придется учесть изменение предпочтений инвесторов в плане активов. За минувший г од доля альтернативных инвестиций в портфелях состоятельных клиентов увеличилась на 8%, кеша и его эквивалентов – на 11%, в т о время как инструментов с фиксированным доходом осталось столько, сколько и было, а доля акций и вовсе снизилась, хотя и незначительно. Многие клиенты предпочитают инвестировать самостоятельно, требуя лишь приложений для выполнения простых задач. По данным исследования, примерно половина инвестирующих домохозяйств США вкладывают существенную часть средств без посредников.

Азия

В азиатском private banking в 2011 году зафиксирована рекордно низкая чистая маржа – всего 11 базисных пунктов. Авторы McKinsey Private Banking Survey 2012 связывают это с высокими затратами, выделяя, однако, топовых игроков, которым удается сохранять неплохую прибыльность.
Конкуренция в секторе жесткая, и бороться есть за что. Через пять лет Азия может стать мировым лидером по темпам роста активов HNWI, которые прогнозируются на уровне 13–17%. Частным банкам есть к чему стремиться: пока хайнеты передали им лишь 20% своих активов.
Потребительский интерес к азиатским рынкам повышается, и вкупе с ужесточением регуляторных норм в Европе и США это приводит к притоку средств из-за рубежа. Американцы, например, за прошедшие три года втрое увеличили объем инвестиций в ориентированные на Азию фонды. Частные банки за т о же время добились чистого притока на уровне 7–9%. Особенно McKinsey выделяет Гонконг и Сингапур, их многие состоятельные клиенты считают естественной альтернативой традиционным офшорным юрисдикциям.
В 2011 году на фоне кризиса инвесторы упростили структуру своих портфелей и снизили торговую активность. Но некоторые структуры private banking даже в таких условиях смогли оказаться успешными. Большим игрокам было легче, поскольку размер позволил им добиться эффективности затрат. Однако выиграть можно было и за счет удачного позиционирования продуктов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий