В Швейцарии ситуация подобного рода назревала еще с 1980-х годов, когда выражение «банковский клиент нового типа» стало регулярно звучать в среде банковских менеджеров. Под этим термином подразумевался некий «катализатор» фундаментальных изменений в банковской деятельности. Разумеется, банковские продукты, которыми банки привлекали внимание клиентов, становились все более разнообразными, маркетинг стал куда эффективнее, чем в былые времена, но по большому счету, ничего крупного и ощутимого в банковской сфере за этот период не произошло.
Все шло своим чередом вплоть до начала мирового финансового кризиса 2008-го, последствия которого полагаю еще долго будут напоминать о себе, хотя кризис еще не закончился. Именно мировой финансовый кризис оказался тем самым катализатором, который изменил как самих клиентов швейцарских банков, так и непосредственно сами банки.
Вкладчики банков пережили шок, в результате которого распростились с немалым числом убеждений касательно взаимоотношений «банк - клиент» и вот некоторые из них:
- Банк верно оценивает риски и обеспечивает надежность сбережений своих клиентов.
- В основе подбора финансовых продуктов и консультаций лежит защита интересов клиента.
- Крупные финансовые учреждения более надежны, нежели учреждения меньшего масштаба, а также более компетентны.
В основе перемен в отношении клиентов к банкам лежит неприятный опыт, который приобрели и пережили многие из них: обещания по уровню доходности вкладов банками не сдержаны, финансовые продукты сильно упали в стоимости, а колебания валютных курсов свели прибыль на нет.
Для клиентов стало неприемлемым то, что менеджеров по работе с клиентами, славных представителей старой школы частного банковского обслуживания, в буквальном смысле слова ориентированных на потребности клиента, постепенно заменили управляющие активами и продавцы, которые думали прежде всего о своих бонусах, и которые видели перед собой только достижение краткосрочных целей для себя и для банка. Отсюда и их готовность идти на более крупные риски, а что до клиентов, то их они рассматривались, как средство к обеспечению их существования.
После всего вышесказанного легче понять и сформулировать основные моменты поведения клиентов, чьи приоритеты существенно изменились.
- Главный приоритет для клиентов сегодня – гарантии сохранения активов, в соответствии с принятыми рисками.
- Клиенты стали больше внимания уделять стоимости предлагаемых банками продуктов, причиной чему – прогнозы менее высоких доходов.
- Клиенты чаще стали осуществлять вложения в конкретные ценности, такие как недвижимость, сырье и т.д.
- Более явным стал интерес клиентов к нейтральным источникам информации перед принятием решения.
Говоря о выборе партнера для управления средствами, на первом месте оказываются такие аспекты как:
- Длительность деловых отношений.
- Прозрачность консультирования, в первую очередь по вопросам издержек и коммерческой модели.
- Проведение сделок, в основе которых лежит осторожность, долговременная перспектива и забота об интересах клиента.
- Надежность руководства банка и консультантов.
Сегодня финансовый сектор Швейцарии стоит на перепутье, и выбор перед ним – не из легких. С одной стороны, надо возвращать доверие клиентов, с другой - справляться с падением прибыли от продаж и финансовых продуктов, а с третьей - противостоять возрастающему давлению со стороны США и ряда ведущих европейских стран.
Слава богу, в силу складывающейся ситуации на мировых финансовых рынках и общемировой нестабильности, желающих открыть счет в швейцарском банке не убавилось. Напротив, лица обладающие состоянием и инвесторы, в поисках «тихой гавани», просто хлынули в Швейцарию, в надежде переждать бурю.
Что касается швейцарских банков, то на мой взгляд, лишь те учреждения, которые глубоко переосмыслят описанные выше проблемы (и уже переосмысливают), и которым небезразлична репутация, а значить свое собственное будущее, в свете существующих мировых проблем, могут рассчитывать на успех и дальнейшее процветание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий