«Мы окончательно перестали играть роль глобальных скупщиков краденного», — утверждает Жак Нейринк, депутат швейцарского федерального парламента от центристской Христианско-демократической народной партии (CVP/PDC). «Наш банковский сектор начал процесс перехода на совершенно новые этические стандарты деятельности. В Швейцарии наконец-то стало понятно: для того, чтобы добиться успеха, не обязательно лгать и обманывать. Пусть даже банковская тайна исчезнет полностью уже завтра — сильная и устойчивая национальная валюта, политическая стабильность, эффективные государственные институты — всего этого более чем достаточно для успеха».
Если же отбросить данный пример парламентского красноречия и попытаться проанализировать, что же хотел сказать депутат в сухом остатке, то мы увидим очень простую мысль: «Хватит уже выискивать огрехи швейцарского банковского сектора, давайте посмотрим, например, на то, что происходит сейчас в таких оплотах мирового офшорного мира, как американский штат Делавэр, Нормандские острова или же в Гватемале. Давайте присмотримся к финансовым площадкам, отличительной чертой которых и в самом деле является абсолютная непрозрачность и закрытость.
Такие же аргументы постоянно приводит и уважаемое «Швейцарское банкирское объединение» (SBA). «Усилия, которые прикладывает Швейцария с тем, чтобы добиться полной прозрачности в банковской сфере, могут навести на мысль о том, что проблем здесь у нас очень много. На деле все как раз обстоит наоборот. Случаи отмывания незаконных капиталов, расследуемые в настоящий момент, доказывают, что созданная нами система контроля функционирует очень даже хорошо», — утверждает Синди Шмигель, официальный представитель SBA.
Швейцарский банковский сектор запустил сейчас программу самоочищения, понимая, что прошлого уже не изменить, но имидж, который будет иметь Швейцария как один из мировых финансовых центров в будущем формируется именно сейчас. Одним из последних примеров на этом пути является новая редакция швейцарского Федерального закона «О блокировке и реституции активов и ценностей, незаконным образом приобретенных политически значимыми лицами» должна, по идее, стать мощным инструментом, призванным ускорить этот процесс и сделать его более эффективным.
Следует отметить, что в Швейцарии давно уже действуют довольно жесткие законы, призванные поставить заслон на пути отмывания денег и усилить позиции правоохранительных органов в борьбе с этим злом. Возьмем, например Федеральный закон «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Этот закон четко обязывает банки особенно тщательно проверять происхождение финансовых средств в случае контактов с так называемыми «политически значимыми персонами» (Political Exposed Persons сокращенно PEP). А недавно содержащиеся в этом законе требования к банкам были еще значительно ужесточены. Швейцария сделала это, следуя рекомендациям «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» («ФАТФ).
Швейцарские банкиры отмечают, что к проверке происхождения денег клиентов финансовые институты привлекают очень значительные технические и кадровые ресурсы. Решения о том, продолжать ли отношения с клиентами из числа „политически значимых лиц“, или лучше было бы прекратить их, принимается в каждом конкретном случае отдельно, причем на самом высоком руководящем уровне. И если в итоге принимается все-таки положительное решение, то тогда досье таких клиентов „берется на карандаш“ для постоянного мониторинга. Эти люди попадают под очень жесткий внутренний контроль, потому что наша основная цель — это все-таки исключить любой риск для репутации банка.
При этом необходимо понимать что ни один банк не застрахован от «проколов» при сотрудничестве с «политически значимыми лицами», которые в последнее время проявляют буквально чудеса изворотливости, скрывая свое присутствие и заинтересованность за разного рода подставными структурами, фондами и отдельными лицами.
Пока существуют деньги, добытые преступным путем, всегда будут делаться попытки интегрировать их в легальные экономические схемы, будь то через банки, или же, и это, кстати, происходит все чаще, посредством приобретения произведений искусства, объектов недвижимости или драгоценных металлов. В особенно рискованной ситуации в этом смысле находится именно Швейцария, финансовые институты которой управляют почти 2 300 миллиардами швейцарских франков, что составляет около 30% всех офшорных активов планеты.
«Частные банки остаются наиболее уязвимы, поскольку у них не обязательно имеются средства и возможности для создания более или менее современных систем контроля за происхождением привлекаемых ими активов», — разъясняет Гретта Феннер, директор «Базельского института проблем государственного управления», независимой некоммерческой организации, много занимающейся вопросами борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями.
Недавно бывший прокурор кантона Тичино Паоло Бернаскони предложил запретить швейцарским банкам вообще принимать в управление финансовые активы, принадлежащие главам и членам иностранных правительств или их приближенным.
Это было бы прекрасно, однако, такое предложение для Швейцарии чересчур радикально, поскольку оно в корне противоречит «швейцарской либеральной идее». Вряд ли убедят швейцарцев и более мягкие меры. Так, например, в 2012 году швейцарский федеральный парламент решительно отклонил предложение социалистки Маргрет Кинер-Неллен обязать «политически значимых лиц» письменно доказывать, что их состояния были получены легальным путем.
Почему? Потому что человек невиновен до тех пор, пока обратное не доказано судом. В Швейцарии эта максима (принцип) остается краеугольным камнем всего здания, национальной государственности, и жертвовать ею из-за нескольких диктаторов в далеких странах здесь никто не собирается.
В одном из своих предыдущих постоя я уже сообщал, что в настоящее время на рассмотрении в парламенте находится новая редакция Федерального закона «О блокировке и реституции активов и ценностей, незаконным образом приобретенных политически значимыми лицами» (PEP). В нем предусмотрены более широкие возможности для превентивного блокирования таких средств с тем, чтобы исключить их увод из страны в другие юрисдикции.
Обращайтесь ко мне по вопросам частного банковского обслуживания, управления состоянием, открытия банковских счетов, покупки и хранения золота и других драгоценных металлов, а также за консультациями по вопросам защиты активов в Швейцарии.
Благодаря своим многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch
Комментариев нет:
Отправить комментарий