Schweizerischer Bankenombudsman -

понедельник, 4 февраля 2013 г.

UBS и CS: новые условия работы в новом году

Лидеры швейцарской финансовой индустрии – банки UBS и Credit Suisse (CS) – пережили непростой 2012-й год. В новый год они вступили с новыми, но очень разными, стратегиями дальнейшего развития своего бизнеса.
Цель этих «дорожных карт», правда, одна и та же: сократить риск, которому они, будучи «системными банками», могут подвергать себя и швейцарскую экономику в целом.
Стратегии минимизации рисков, разработанные этими двумя гигантами, и в самом деле различаются, и весьма серьезно. Если CS смог себе позволить довольно сильно сократить свое участие в рисковых проектах инвестиционного характера, сумев при этом все-таки не отказываться от них полностью, то банк UBS находился в совершенно иной ситуации.
 
Скандал, связанный с лондонским трейдером банка, потерявшим огромные суммы на мировых финансовых рынках (дело Адоболи), а также серьезные штрафы, которые банк вынужден был выплачивать в связи со скандалом вокруг манипуляций с процентной ставкой libor, привели банк к необходимости практически полного отказа от всех потенциально рисковых проектов и, параллельно, к сокращению тысяч рабочих мест.
 
В последние четыре года UBS позволил себе совершить целый ряд грубейших промахов, из-за чего имидж его пострадал, и очень значительно. В 2008 году в результате глобального финансового и промышленного кризиса банк оказался на грани полного банкротства. Выжить он сумел только благодаря миллиардным вливаниям из государственного бюджета Швейцарии.
 
Не следует забывать и многолетние разбирательства с американскими налоговыми органами, обвинявшими банк в том, что он, якобы, помогает гражданам США уходить от налогов.
Результатом всех этих бурных событий стал пресс-релиз, опубликованный банком в октябре 2012 года. В этом документе было зафиксировано его намерение отказаться от рисковых проектов в инвестиционной сфере и сократить примерно 10 тыс. рабочих мест.

Давление общественности, политических кругов, акционеров, а так же более жесткие требования регулятора фактически загнали банк в угол и связали ему руки. У банка же CS все еще оставались свободными некоторые возможности, с помощью которых он смог реализовать стратегию, не столь радикальную по своей сути.
В отличие от своего самого большого конкурента UBS банк Credit Suisse вообще смог пройти через кризис с относительно небольшими потерями. До последнего времени основная критика в его адрес состояла всего лишь в том, что он, мол, не использует все имеющиеся выгодные обстоятельства с тем, чтобы развить и закрепить свое лидерство в вечной гонке с UBS.
 
Ситуация изменилась летом прошлого года, когда Швейцарский национальный (центральный) банк (SNB) раскритиковал оба банка (Credit Suisse и UBS) в связи с тем, что они, де, недостаточно активно реализовывают новые предписания регулятора в плане повышения доли собственного капитала в рамках рисковых проектов и сделок.

После такого «напоминания» CS объявил о значительном повышении доли собственного капитала, а так же о намерении реализовать дополнительный пакет мер по экономии расходов в размере одного миллиарда швейцарских франков (дополнительно к основной программе экономии объемом в три миллиарда).

Далее, CS объявил, что он намерен сократить объемы своего участия в рисковых инвестиционных проектов, но что, при этом, полностью отказываться от них, так, как это сделал банк UBS, он не намерен. Сохранит он свое участие и в тех инвестициях, для реализации которых необходимо задействовать собственный капитал в качестве своего рода страховочной сетки.

Единственной серьезной реорганизационной мерой стало решение банка CS отгородить рисковые операции от остального привычного банковского бизнеса, так сказать, специальной «файрвол».

В 2010 году под именем «Basel III» был представлен пакет глобальных банковских реформ, цель которых – сократить риск еще одного мирового финансового кризиса.
 
В рамках этого пакета содержится требование к банкам «придерживать» по меньшей мере 7% своего общего капитала в качестве страховки на случай непредвиденных рисков и потерь. Пакет требований швейцарского регулятора («Swiss Finish») идет еще дальше.

В частности, от банков UBS и CS требуется «откладывать» в качестве страховки 19% их капитала, причем 10% из этих 19-ти должны наличествовать в форме надежного ликвидного капитала, остальные 9% могут существовать в форме так называемых «конвертируемых облигаций», ценных бумаг, которые могут быть превращены в «собственный капитал» в случае резкого ухудшения финансовой ситуации.

Переход к этой модели должен быть завершен до 2019 года.

Курс акций обоих банков в последнее время в некоторой степени успокоил экспертов из SNB. В конце 2012 г. вице-президент швейцарского ЦБ Жан-Пьер Дантен (Jean-Pierre Danthine) заявил, что ситуация с банками улучшилась, а особенно оздоровилось, де, положение с банком CS.

«Для того, что бы сократить исходящие от них риски, оба финансовых института планируют дальнейшие меры по повышению доли собственного капитала, намереваясь держать свои финансы в сбалансированном состоянии. Кроме того, оба банка преследуют политику ограничения объемов выплачиваемых дивидендов», - аргументировал Ж.-П. Дантен.
 
Впрочем, он подчеркнул, что риск обоих банков понести значительные потери будет «оставаться значительным», особенно, если ситуация с европейским долговым кризисом будет развиваться по худшему сценарию.

Реакция акционеров этих банков на новые стратегии, представленные UBS и CS, указывают на то, что они не одобряют игр в «капиталистическое казино». Не случайно поэтому, что после обнародования новых «дорожных карт» курс акций UBS серьезно подтянулся, тогда как бумаги CS начали медленно, но верно терять в цене.

Стремление CS сохранить свое присутствие на рынке инвестиций аналитиков не удивило – банк всегда был серьезно зависим от такого рода операций. При этом наблюдатели со скепсисом оценивают намерение CS и дальше оставаться глобальным инвестиционно-финансовым игроком, особенно на фоне неустойчивости, в которой пребывает мировой инвестиционный рынок.

Совершенно не ясно пока, какие позиции планируют занять оба банка в рамках жесткой мировой банковской конкуренции. Свод регулирующих положений, известных как «Swiss finish» и вошедших в силу 1-го января 2013 года, принуждают UBS и CS заложить в закрома «собственного капитала» даже гораздо большие объемы средств, чем это предписано международными стандартами.

Омертвляя, таким образом, значительные деньги, оба банка могут оказаться в проигрышной ситуации по сравнению со своими конкурентами. Впрочем, другие банки – в ЕС и в США, в частности – еще только разрабатывают и утверждают свои собственные регулирующие положения, стремясь соответствовать современным международным критериям, известным как пакет регулирующих реформ «Basel III».

Несмотря на то, что критерии, содержащиеся в пакете «Swiss finish», являются куда более строгими, чем стандарты «Basel III», оба банка, – и в этом едины многие эксперты, – все-таки будут в состоянии сохранить свою конкурентоспособность, по той простой причине, что они точно знают, чего от них ждут и требуют их клиенты и партнеры.

Автор: Мэтью Аллен (Matthew Allen), swissinfo

Для консультаций по вопросам связанным с открытием и функционированием банковских счетов в швейцарских банках, регистрацией швейцарских компаний, а также другим вопросам, которые связаны со Швейцарией, вы можете обращаться по электронной почте: vvaleriy@me.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий