Швейцария должна сформулировать свои предложения по реформированию кантональных налоговых режимов уже до конца июня 2013 года. В декабре прошлого года такой ультиматум выдвинул Швейцарии Совет министров ЕС. Это требование совсем недавно было подтверждено и еврокомиссаром по налогам Альгирдасом Семетой.
Под прицелом Евросоюза, оказались так называемые «особые налоговые режимы», действующие в ряде кантонов Швейцарии в области взимания налогов на прибыль, полученной иностранными компаниями в результате их зарубежной предпринимательской деятельности. Эти, компании, как правило, свои дела ведут в основном за пределами Швейцарии, перенеся на территорию Швейцарии только свои административные структуры. В результате данные компании уплачивают куда меньше налогов, нежели схожие компании, работающие на рынке Швейцарии.
Евросоюз рассматривает такой налоговый режим в качестве формы прямой государственной дотации частным компаниям, что является, нарушением принципа честной конкуренции. Если в течение шести следующих месяцев Швейцария не изменит здесь что-то кардинальным образом, она рискует попасть в европейский «черный список» и стать объектом «ответных мер» со стороны Евросоюза.
Ставки в этой игре для Швейцарии довольно-таки высоки, прежде всего, потому, что особые кантональные налоговые режимы для иностранных компаний являются одной из основных причин привлекательности Швейцарии в качестве мирового промышленного и финансового центра. Только за последнее десятилетие свои штаб-квартиры в Швейцарию перенесли десятки тысяч иностранных компаний – и это с учетом все более жесткой международной налоговой конкуренции.
«Последние 10-15 лет в западноевропейском, да и в международном контексте, все более заметной является тенденция сокращения налогового бремени, давящего на компании и концерны», - подчеркивает Мартин Айхлер (Martin Eichler), эксперт в области налоговых проблем в научном экономическом институте «BAK» (г. Базель). Эта тенденция подтверждается и аналитическими выкладками консалтинговой компании «KPMG». В соответствии с этой информацией в Европейском союзе ставки налогов на прибыль от коммерческой деятельности компаний за последние годы сократились в среднем с 30,4 до 22,9%.
Но даже и на таком фоне Швейцария пока в европейском зачете представляет собой уникальное исключение из правил. Действующая в Швейцарии средняя ставка налога на прибыль от коммерческой деятельности составляет 21,2%, что заметно меньше британской ставки (28%), а так же уровня налогообложения в Германии (29,4%), Италии (31,4%) и Франции (33,3%). Уступает Конфедерация только Ирландии, которая еще десять лет назад резко понизила у себя налоговую нагрузку на частные компании.
«В последние годы Швейцария в налоговом смысле вынуждена еще конкурировать и с новыми восточноевропейскими членами ЕС, которые тоже стремятся, установив привлекательный налоговый режим, привлечь к себе международный бизнес. Следовало бы упомянуть еще Сингапур и Китай, на территории которых действуют определенные налоговые послабления для иностранных компаний», - уточняет М. Айхлер дальше.
Ставки налога на прибыль в некоторых восточноевропейских странах ЕС, и в самом деле, довольно низки. Так, по данным «KPMG», в Болгарии ставка такого налога находится на уровне 10%. За ней следуют Литва и Латвия (15%), Румыния (16%), а также Чехия, Словакия, Польша и Венгрия (19%).
«Уровень налогов – это не единственный фактор, определяющий степень деловой привлекательности той или иной страны. Огромную роль играют квалификация рабочей силы, производительность труда в целом по экономике, политическая и экономическая стабильность страны, правовая безопасность, эффективность государственного управления и качество инфраструктуры. По всем этим факторам Швейцария находится на очень хорошем призовом месте», - указывает М. Айхлер.
И все-таки, несмотря на все эти качества и особенности, Швейцария может столкнуться с оттоком иностранного капитала и международно значимых фирм в случае, если кантоны откажутся от своих выгодных налоговых режимов.
«Решение в пользу такого развития или против него будет приниматься политиками, но я считаю, что ЕС имеет в своем распоряжении очень хорошие аргументы. С нашей стороны было бы в высшей степени неумно упорствовать, цепляясь за «священные» права национального суверенитета. Шансы проиграть в этой борьбе очень велики. Я уверен, что именно сейчас наступил наиболее выгодный момент реформировать всю швейцарскую систему налогообложения иностранного бизнеса, сделав его более совместимым с европейскими реалиями», - считает Мариус Брюла (Marius Brülhart), профессор экономики из Университета Лозанны.
Правительство Швейцарии по всей видимости, намерено пойти именно таким путем. На днях оно представит проект реформы системы налогообложения иностранного бизнеса с целью ликвидировать существующее неравенство в степени налоговой нагрузки на иностранные и отечественные компании, получающие свои прибыли за рубежами Швейцарии и на ее территории. Кантонам, по всей видимости, будет предложено отказаться от своих особых налоговых режимов, начав искать другие пути обеспечения своей деловой привлекательности.
И такие пути уже есть. Так, например, недавно три самых мощных с точки зрения экономики швейцарских кантона Женева, Цюрих и Базель, объявили о том, что они рассматривают, в случае отмены особых налоговых условий для зарубежных компаний, возможность ведения единой шкалы налогообложения прибылей как отечественных, так и иностранных фирм - на уровне от 13 до 16%.
Тем самым, налоговая конкуренция кантонов продолжилась бы, только теперь уже в формате введения как можно более низких «плоских» ставок налогообложения. В этом смысле за последние годы некоторые кантоны уже создали у себя «ирландские условия». «Давление ЕС может привести к тому, что в налоговой области Швейцария станет еще более привлекательной», - считает Марко Бернаскони (Marco Bernasconi), доцент кафедры налогового права Университета г. Люцерн. «Однако при этом налоговая конкуренция становится для кантонов уже сейчас источником все более серьезной опасности».
Дело в том, что некоторые кантоны уже в настоящее время требуют от иностранных компаний налоги по ставке, которая едва достигает 30% от ставок, существующих в других кантонах, - указывает Бернаскони. «Финансовая война кантонов может иметь фатальные последствия для общественных финансов швейцарских субъектов федерации».
Армандо Момбелли, swissinfo.ch
Для консультаций по вопросам связанным с открытием и функционированием банковских счетов в швейцарских банках, регистрацией швейцарских компаний, а также другим вопросам, которые связаны со Швейцарией, вы можете обращаться по электронной почте: vvaleriy@me.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий