Schweizerischer Bankenombudsman -

понедельник, 18 февраля 2013 г.

Оказание Швейцарией административной помощи по налоговым вопросам и обмен информацией


13 марта 2009 года Швейцария, под политическим давлением мирового сообщества, приняла на себя обязательство об имплементации международных стандартов касательно административной помощи по налоговым вопросам, в соответствии со статьей 26 Модельной Конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал.

Надо сказать, что административная помощь по налоговым делам отличается от правовой помощи, по уголовным делам и предоставляется Федеральной Налоговой Службой Швейцарии (ФНС) на основании запроса иностранного государства.

1 февраля 2013 года вступил в силу новый Закон об административной помощи по налоговым вопросам (далее - Закон).

Закон определяет кем может быть произведен запрос и какими способами запрошенная информация может быть получена и кто должен быть проинформирован о запросе. Обмен информацией может производится в рамках либо обычной либо упрощенной процедуры. Обмен информацией путем упрощенной процедуры, возможен в случае если лицо касательно которого произведен запрос, согласно с обменом информацией. Обмен информацией в обычном порядке осуществляется путем вынесения постановления, которое может быть обжаловано лицом, в отношении которого произведен запрос, в установленном законодательством порядке.



Запрос должен соответствовать принципу добросовестности и подлежит отклонению, если информация была получена путем воровства банковской информации.

Запросы так называемого “случайного характера” также запрещены (это запросы когда запрашиваемая сторона не знает точно, имеет ли лицо в отношении которого запрашивается информация, счет в швейцарском банке и каком. Точное определение понятия запроса “случайного характера” отсутствует Модельной Конвенции ОЭСР).

Законом допускаются “групповые запросы” несмотря на то, что сам термин не упоминается в Законе. Термин «групповой запрос» подразумевает, что идентификация личности налогоплательщика может быть произведена путем описания определенной модели поведения, которая дает основания предполагать, что налогоплательщик не исполнил свои налоговые обязательства.

Граница между “групповыми запросами” и ”случайными запросами” является очень размытой. Разграничительные критерии могут быть количественного или качественного характера. Например, в случае, когда допустим российская налоговая служба не укажет имя и адрес лица, которое может обладать информацией (главным образом банк), Федеральная налоговая служба (ФСН) с наибольшей вероятностью откажется запрашивать информацию у более чем 300 швейцарских банков. Но в случае, если российские налоговые органы укажут 5-6 возможных держателей информации (например, 5-6 крупных швейцарских банков), ФНС с наибольшей вероятностью примет запрос. В качестве других возможных критериев для групповых запросов могут выступить: доход или размер суммы на банковском счете, пользование кредитными карточками, почтовая корреспонденция оставляемая в банке и т.д.

Компетентные органы должны обмениваться информацией, которая может считаться имеющей отношение («foreseeably relevant») для администрирования или исполнения национального законодательства в отношении налогов.

При направлении запроса о предоставлении информации, налоговые органы запрашивающего государства должны указать следующую информацию:

- сведения, идентифицирующие лицо, в отношении которого ведется проверка или расследование;

- период времени, за который запрашивается информация;

- вид информации, включая форму, в которой запрашивающее государство желает получить информацию от запрашиваемого государства;

- налоговая цель, для которой требуется информация;

- имя и адрес лица, которое предположительно может обладать запрашиваемой информацией.

Согласовано, что обмен информацией будет потребован только тогда, когда запрашивающее государство исчерпало обычные средства сбора информации, установленные его национальным законодательством.

Обмену между налоговыми органами например России и Швейцарии подлежит информация, находящаяся в распоряжении банков и кредитных организаций, а также номинальных держателей, агентов и доверительных управителей. На адвокатов продолжает распространяться адвокатская тайна, но в случае если они выполняют функции например, директоров, они будут обязаны раскрыть информацию в том объеме, в котором она имеет отношение к налогам.

Процедура предоставления информации состоит из трех этапов: проверка запроса, сбор информации и передача информации. После получения запроса ФНС производит его проверку. Если запрос является неполным или недостаточным, ФНС отправляет его обратно в Министерство Финансов России (МФР) и МФР получает возможность его дополнить. В случае, если повторный запрос не соответствует требованиям, ФНС отправляет его в МФР и процедура закрывается. В случае когда запрос отвечает требованиям, ФНС направляет его носителям информации, которые обязаны предоставить запрашиваемую информацию в течение короткого периода времени. После получения информации, ФНС обязана проинформировать лицо в отношении которого ведется расследование или проверка, а также других лиц, чьи права затронуты запросом. Однако, Закон предусматривает возможность не информировать лицо о запросе, в случае если запрашивающее государство предоставить убедительные для этого основания. Лицо без адреса в Швейцарии извещается, как правило, владельцем информации. Постановление ФНС может быть обжаловано в Федеральном Административном Суде. Согласно международной правовой практики, критерий «foreseeably relevant» является центральным при удовлетворении запроса, в частности при его обжаловании в суде.

Информация передается после вступления постановления в силу, то есть после того как истек срок для его обжалования или в удовлетворении жалобы отказано.

В случае, если лицо не назначило представителя (например, адвоката) в Швейцарии, постановление с указанием передаваемой информации публикуется в официальном печатном органе.

Таким образом в связи с изменяющейся международной налоговой политикой становится очевидным, что вопрос о личных правах собственника активов на защиту его конфиденциальности становится важным как никогда. Только правильное структурирование владения и управления активами обеспечивают максимальную защиту и конфиденциальность их бенефициаров.

Для консультаций по вопросам связанным с открытием и функционированием банковских счетов в швейцарских банках, регистрацией швейцарских компаний, а также другим вопросам, которые связаны со Швейцарией, вы можете обращаться по электронной почте: vvaleriy@me.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий