Schweizerischer Bankenombudsman -

суббота, 9 июня 2012 г.

Конец эры банковской тайны? Оценка борьбы G20 с налоговыми гаванями (Исследование)

Я хочу представить Вам для ознакомления материалы Исследования под названием "Конец эры банковской тайны? Оценка борьбы G20 с налоговыми гаванями" (Январь, 31, 2012), которое было проведено Нельсом Йохансоном (Niels Johannesen) из Университета Копенгагена и Габриэля Зукмана (Gabriel Zucman) из Парижской школы экономики. На мой взгляд довольно интересный и познавательный материал, который заставляет задуматься над определенными процессами, которые происходят сегодня в мире.

Краткое описание

Во время финансового кризиса, страны G20 заставили налоговые гавани (или налоговые убежища) подписать двусторонние соглашения, предусматривающие обмен банковской информацией. Политики отметили эту глобальную инициативу как конец банковской тайны. Используя уникальные данные экспертов, мы изучили, каким образом подписанные соглашения оказали влияние на банковские вклады в налоговых гаванях. Большинство неплательщиков налогов, как показывают наши результаты, ни как не отреагировало на подписанные соглашения. Меньшинство из них отреагировало путем перевода депозитов в налоговые гавани, которые пока не охвачены подписанными соглашениями. В целом, начатая G20 борьба с налоговыми гаванями, вызвала незначительное перемещение средств между ними и не привела к ожидаемой репатриации денежных средств в экономики стран, откуда они пришли: эра банковской тайны еще не закончена.

Вступление

В августе 2009 года, Франция и Швейцария внесли изменения в свое налоговое соглашение. Новым соглашением закреплено, что отныне две страны, в случае необходимости и по запросу, будут обмениваться всей информацией, необходимой налоговым органам заинтересованной страны, которая в том числе может включать банковские реквизиты и другую информацию, которая подпадает под защиту швейцарского закона о банковской тайне.

Через несколько месяцев после внесения изменений в указанное выше соглашение, был записан разговор одной из богатейших особ Франции с ее менеджером по управлению состоянием в котором обсуждался вопрос, что делать с двумя тайными счетами в швейцарских банках на общую сумму $ 160 миллионов долларов США. После визита в Швейцарию, управляющий пришел к выводу, что продолжение хранения средств в швейцарских банках или возврат их обратно во Францию​было бы слишком рискованным решением. Он предложил перевести средства в Гонконг, Сингапур, или Уругвай, в три налоговых убежища, которые не обмениваются данной информацией с Францией. После того как данные записи были обнародованы, они широко комментировались во французской прессе и в конечном счете средства были возвращены во Францию.

Внесение изменений во франко-швейцарское налоговое соглашение, является частью глобальной инициативы по борьбе с уклонением от налогов. С конца 1990-х годов, OECD (ОЭСР - Организация по экономическому сотрудничеству и развитию) призвала налоговые гавани наладить обмен информацией с другими странами, путем подписания двусторонних соглашений по вопросам налогообложения, но до 2008 года большинство налоговых гаваней отказывались подписывать такие соглашения. Во время финансового кризиса, борьба с уклонением от уплаты налогов стала политическим приоритетом в развитых странах и давление на налоговые гавани усилилось. На саммите, состоявшемся в апреле 2009 года, страны G20 под угрозой экономических санкций призвали налоговые гавани подписать не менее 12 налоговых соглашений. В период между данным саммитом и до конца 2009 года налоговые гавани подписали более 300 таких соглашений. Это самая большая скоординированная акция по борьбе с уклонением от уплаты налогов которую когда-либо видел мир.

При этом эффективность борьбы G20 с налоговыми гаванями широко и жарко обсуждается. Сторонники борьбы с налоговыми гаванями утверждают, что соглашения существенно повышают вероятность обнаружения случаев уклонения от уплаты налогов и значительно улучшают собираемость налогов (OECD, 2011). По словам политиков, «эра банковской тайны закончена» (G20, 2009). Противники же напротив утверждают, что инициатива G20 оставляет широкие возможности для сохранения банковской тайны и приносит незначительные выгоды (Shaxson and Christensen, 2011). Кто из сторон прав и чья точка зрения ближе к действительности, мы попытаемся ответить в этом исследовании.

Этот вопрос важен по двум причинам. Во-первых, борьба с уклонением от уплаты налогов при помощи офшоров сегодня является ключевым вопросом политики. Глобализация и информационно-технологическая революция облегчили уклоняющимся от уплаты налогов лицам перевод средств в офшорные налоговые убежища. В связи с отсутствием информационного обмена между странами, невозможно должным образом проконтролировать полноту уплаты подоходного налога физическими лицами, что приводит к существенным потерям доходов бюджетов и к невозможности выстроить эффективную конструкцию системы налогообложения. На фоне большого дефицита государственного бюджета, с которым сталкивается большинство стран во время финансового кризиса, борьба с уклонением от уплаты налогов занимает важное место в политической повестке дня. Во-вторых, хотя налоговые соглашения преобладали в качестве ключевого инструмента в политике по борьбе с уклонением от уплаты налогов, на удивление мало известно об их эффективности. Борьба G20 с налоговыми гаванями вызвала широкое обсуждение в СМИ и в политических кругах, но приводится мало фактов основанных на доказательствах, а не на академические оценке об их эффективности. OECD выступила с претенциозной рецензионной оценкой того, что соглашения правильно разработаны и применяются. Данная правовая оценка конечно является необходимой, но не является при этом достаточной: особенно с учетом того, что механизм информационного обмена, поддерживаемый OECD, имеет принципиальные недостатки, несмотря на то, что соглашения должным образом разработаны, их соблюдение может оказаться не эффективным.

Мы изучили, как владельцы банковских депозитов отреагировали на действия G20 против налоговых убежищь и тем самым представляем вам первые результаты оценки влияния более чем 800 соглашений, подписанных с налоговыми гаванями на уклонение от уплаты налогов. В нашем анализе используется уникальный набор данных о трансграничных банковских депозитах из Банка международных расчетов (БМР). Из существующих приблизительно 50 стран, которые принято относить к налоговым гаваням, мы получили доступ к двусторонним банковским депозитов из 14, в том числе из Швейцарии, Люксембурга и Каймановых островов. С целью проведения анализа, в период начиная с конца 2003 и до середины 2011 года, мы ежеквартально наблюдали за состоянием депозитов, которые принадлежали резидентам Франции в Швейцарии, резидентам Германии в Люксембурге, резидентам США на Каймановых островах и так далее. Наше исследование, касающееся каждой отдельной страны, мы начинали с вопроса: как французские держатели депозитов в Швейцарии отреагировали на новое франко-швейцарское соглашение, перевели ли они свои средства во Францию или в другую налоговую гавань? Или они просто оставили средства в Швейцарии? и т.д.

Ответы на эти вопросы стали ключем к оценке эффективности инициатив G20. Они также проливают дополнительный свет на проблему уклонения от уплаты налогов. Предоставление убедительных эмпирических данных (доказательств) об уклонении от уплаты налогов, как известно, представляется довольно не простой задачей, однако еще труднее это сделать в такой сложной области как международное уклонение от уплаты налогов. Наше исследование открывает новые аспекты в отношении вопроса, каким образом семьи уклоняться от уплаты налогов с помощью налоговых убежищ и как они отреагировали на последние политической инициативы.

Мы представляем два основных результата нашего исследования. Во-первых, реакция уклоняющихся от уплаты налогов на подписанные налоговые соглашения была сдержанной. Так например, соглашение между Францией и Швейцарией вызвало незначительное сокращение объема депозитов, размещенных французскими гражданами в швейцарских банках. Этот факт показывает, что после того как были подписаны указанные соглашения, некоторых их уклоняющихся от уплаты налогов восприняли данный факт, как повышение риска того, что их счет будет обнаружен, но большинство так не посчитали. Во-вторых, те уклоняющиеся от уплаты налогов лица, которые все-таки отреагировали на подписание налоговые соглашения, не репатриировали принадлежащие им средства в свою страну, а перевели их в налоговые убежища, которые не имеют подобных соглашений со страной происхожения денег. Мы обращаем внимание на этот пример в обобщенных данных: общий объем депозитов, размещенных в налоговых гаванях, через два года после начала борьбы G20 с налоговыми убежищами, как и раньше, равен такому же объему, что и до начала борьбы с налоговыми убежищами. При этом налоговые гавани, которые подписали больше налоговых соглашений потеряли часть вкладов, которые перетекли вналоговые гавани, которые подписали не значительное количество налоговых соглашений. Мы так же обращаем внимание на этот пример в секции репрессии: после того, как между Францией и Швейцарией было подписано измененное налоговое соглашение, увеличился объем французских депозитов в убежищах, которые не имеют аналогичного соглашения с Францией. Таким образом, инициатива G20 на сегодня привела лишь к незначительному перемещению депозитов между налоговыми гаванями (убежищами). Таким образом, эра банковской тайны еще не закончилась, вопреки мнению OECD и G20.

Продолжение следует....




Комментариев нет:

Отправить комментарий