Schweizerischer Bankenombudsman -

понедельник, 18 июня 2012 г.

Поиск тунисских денег в Швейцарии



Поиски денег свергнутых диктаторов на территории Швейцарии продолжается. В данном случае речь пойдет о сокровищах бывшего президента Туниса Зин эль-Абидина Бен Али.

В декабре 2011 года, почти через год после бегства Бен Али из Туниса, в здании напротив Женевского университета, следователи провели обыск в офисе адвоката, чье имя пока не раскрывается. Целью следователей была офшорная компания «Зенад», которой, по словам тунисских властей, фактически руководил беглый президент.

Лица, имеющие доступ к делу, отмечают, что «Зенад» была не простой компанией, а чем-то вроде общего котла клана Бен Али.

За полтора года расследований на предмет поиска денег клана Бен Али, швейцарские следователи собрали огромное количество документов, которые занимают больше ста папок. Следователи комментируют: «На каждого члена семьи приходится отдельный адвокат, банк, доверительный управляющий. Все, что мы находим, ведет нас снова в Швейцарию, а не в другие страны». Энрико Манфрини, уполномоченный Тунисом адвокат в Женеве, утверждает: «Швейцария была центром деятельности преступной организации Бен Али».

Для Швейцарии собранное досье имеет стратегическую важность. Это объясняется желанием Швейцарии «создать показательный пример», как выразился представитель Федерального департамента иностранных дел Валентин Зельвегер, путем блокирования средств потерявших свою власть бывших владык Туниса, Египта, Ливии, а в скором времени надо полагать и Сирии.

Но, несмотря на проделанную работу, перед Швейцарией стоит серьезная проблема. «Дело не продвигается, или продвигается со скоростью улитки», критически отзывается о ситуации Энрико Манфрини, имея в виду выказанную Швейцарией политическую волю. Ануар Гарби, нашедший в Женеве убежище тунисец, а сегодня – советник нового президента родной страны Монсефа Марзуки, говорит: «Мне непонятно, как Швейцария могла объявить о том, что заблокировала 60 миллионов через несколько дней после падения режима Бен Али в январе 2011 года, и что с того времени больше ничего не происходит».

Возмущение со стороны Туниса спровоцировало реакцию со стороны Швейцарии, которая назначила проведение специального заседания экспертов с обеих сторон на котором будет обсуждаться вопрос, каким образом следует ускорить события по данному делу.

Две трети от суммы размером около 50 миллионов швейцарских франков клана Бен Али, которые сейчас заблокированы в Швейцарии, находятся в банке HSBC. Эти средства связаны с Белхассеном Трабелси, братом второй жены президента.

Новое правительство Туниса обвиняет Белхассена Трабелси в обогащении за счет присвоения земель и предприятий по бросовым ценам, что стало возможным благодаря поддержке президента.

Поток средств на счет «Зенад» в HSBC был солидный, так он пополнился более 10 миллионами франков от продажи отеля «Картаго» на острове Джерба и авиалиний, которые обслуживали эту туристическую изюминку.

Кроме этого, не один десяток миллионов долларов перекочевал с других счетов, которые находились под контролем Белхассена Трабелси в HSBC. Банк отказался давать комментарии, но из источника, близкого к банку, известно, что «происходящее рассматривалось, как не вызывающее нареканий с точки зрения управления рисками и юридической точки зрения».
Также внимание следствия приковано к другому члену клана Бен Али – зятю бывшего владыки Сахеру эль-Матери, который обогатился на продаже такому гиганту как «Нестле» (за 25 миллионов франков) компании молочного производства. Тунисские следователи обнаружили его переписку с женевским банком Barclays.

На фоне столь богатого материала тунисская сторона считает, что швейцарское следствие продвинулось гораздо меньше, чем могло бы. В центре внимания следователей – 11 человек, в то время как клан Бен Али в самом полном составе насчитывает до 300 лиц. Для полной картины пришлось отправить письма во все швейцарские банки, чтобы потребовать от них заявить о подозрительных счетах. В результате такой масштабной компании некоторые банки «рассказали» о средствах клана Бен Али только в марте 2012 года.

Кроме того, новый уголовный кодекс Швейцарии предусматривает выполнение большого количества формальных процедур. Так швейцарская сторона запросила, но до сих пор не получила от Туниса необходимые документы, хотя и просила о взаимопомощи еще несколько месяцев тому назад.

Участвующие в деле адвокаты отзываются о качестве работы швейцарской стороны по-разному. «Они завалены работой», - говорит защитник одного из тунисских обвиняемых. «Они добились прогресса», - говорит другой адвокат, прибавляя между тем, что понадобится «вначале доказать принадлежность этих средств Тунису, что пока не является очевидным».

Бывший женевский судья-следователь Лоран Каспер-Ансерме, который был консультантом Туниса в этом деле, с сожалением отмечает недостаточную координацию действий между тунисскими органами правосудия.

Валентин Зельвегер прибавляет: «Для успеха нам потребуется поддержка тунисских властей. При этом мы знаем, что Швейцария – одна из наиболее продвинутых стран в деле следствия на предмет средств арабских властителей».

Подтверждением такому заявлению служат слова управляющего Центральным банком Туниса Мустафы Камел Набли, который на совещании по реституциям в Лозанне отметил, что не получил уведомлений о вручении касательно своих запросов от таких государств, как Франция или Великобритания, в банках которых могут быть спрятаны солидные суммы. Недавно от подчеркнул, что, по сравнению с другими странами, судебные разбирательства в Швейцарии «существенно продвигаются».

Комментариев нет:

Отправить комментарий