«Налоги являются основой демократии», — заявил недавно британский экономист Тони Аткинсон в длинном интервью немецкоязычной швейцарской газете «Der Bund», касаясь своей любимой темы, а именно, темы общественного неравенства. Тесная связь налогов и демократии является довольно-таки известным принципом, который почти столь же стар, как и само современное налогообложение. На эту тему, например, еще в 1748 году размышлял Шарль Луи Монтескье в своей знаменитой работе «О духе законов».
По его мнению, в частности, «…чем больше свобода подданных, тем большие можно взимать с них налоги; и чем больше рабство, тем более приходится снижать их платежи. Швейцария составляет, по-видимому, исключение, так как там вообще не платят налогов; но особенная причина этого известна, и она даже подтверждает мою мысль. На этих бесплодных горах предметы продовольствия так дороги, а страна населена так густо, что швейцарец платит природе вчетверо больше, чем турок — султану. Но общее правило остается неизменным. В умеренных государствах есть вознаграждение за тяжесть налогов: оно заключается в свободе. В деспотических государствах есть вознаграждение за лишение свободы: оно заключается в умеренности налогов».
В 1980-е годы, в период так называемых «рейганомики» и «тэтчеризма», то есть экономической политики, направленной на вытеснение государства из экономической и социальных сфер, о налогах, скорее, отзывались как об очевидном зле. Популярными тогда были меры по снижению уровня налогообложения. В качестве обоснования приводилась поговорка о том, что «слишком много налогов убивают налоги». Графически этот тезис можно продемонстрировать на т.н. «кривой Лаффера». «Кривая Лаффера» — это графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.
Министр финансов швейцарского кантона Во Паскаль Брули опубликовал в 2011 году небольшую книжку под названием «Счастливый налог» («L’Impôt Heureux»). Письменно отвечая на вопросы swissinfo.ch относительно кривой Лаффера, он отметил: «Важно, чтобы налоги не воспринимались гражданами в качестве конфискации. Поэтому, например, в идеале НДС не должен превышать 15%, подоходный налог должен составлять 35-45%, налог на наследство — 5-10%, а налог на капитал — между 0,5 и 1%».
По мнению швейцарского министра, «чем более диверсифицированной является система налогообложения, тем устойчивей государство. Для него лучше иметь целый ряд специальных налогов, рассчитываемых по умеренной ставке, нежели несколько крупных и весьма тяжелых налогов, которые могут спровоцировать в обществе стремление уклониться от них». Что касается взаимосвязи между налогообложением и демократией в общем и целом, то здесь П. Брули ссылается на исследование, проведенное недавно французскими экономистами Андре Барилари и Томасом Брандом.
Этим ученым удалось четко показать очевидную корреляцию между уровнем развития демократии, индексом развития человеческого потенциала и тяжестью фискальной нагрузки. Если выразить их вывод в самых простых словах, то получится следующий тезис: бедные диктатуры собирают мало налогов, а богатые демократии — много. Однако, как отмечает Паскаль Брули, «эти ученые также пришли к выводу о том, что всему есть свои границы. Они отмечают, что, превысив пороговый показатель в 33% от ВВП, налоговая нагрузка перестает быть фактором «демократического развития», превращаясь в фактор, приводящий к сворачиванию демократии».
А вот Бернар Даффлон профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы» Университета г. Фрибур считает, что ключевым словом является здесь не столько «демократия», сколько «прозрачность». «Если вы обладаете бюджетной системой, дающей налогоплательщикам возможность непосредственно видеть, куда пошли их налоги, — а Швейцария тому прекрасный пример, — то тогда граждане будут в состоянии сами оценивать соотношение цена/качество, где первый показатель — это налоги, а второй — качество услуг, представляемых государством обществу. И вот как раз в этой ситуации склонность граждан не уклоняться от налогов, а платить их, будет куда выше. Что же касается кривой Лаффера, то она для меня лично в данном случае никакого научного значения не имеет и что с ней делать я не знаю».
Обращайтесь по вопросам частного банковского обслуживания (private banking), управления состоянием (wealth management) и за консультациями по вопросам защиты активов.
Благодаря многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности и путям реализации деловых и личных интересов прежде всего в Швейцарии. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch
Комментариев нет:
Отправить комментарий