Schweizerischer Bankenombudsman -

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Об отказе крупных швейцарских банков обслуживать российских клиентов


Некоторое время тому назад российские СМИ (и не только) сообщили об отказе двух крупнейших швейцарских банков - UBS и Credit Suisse обслуживать счета российских клиентов с активами менее $5 млн.

В швейцарских банках эту информацию сразу опровергли.

Однако, определенные ужесточения со стороны швейцарских банков все же произошли, и на много раньше, и дело вовсе не исключительно в российских клиентах, как это представили СМИ.


О том, что швейцарские банки начали в массовом порядке закрывать счета россиян с активами менее $5 млн, первым сообщил Forbes со ссылкой на свои источники. По данным издания, банки вынуждают закрыть свои счета клиентов с активами менее $5 млн, в случае отказа клиент обязан заплатить абонентскую плату за ведение счета (около 1 тыс. швейцарских франков в месяц).

Для лучшего понимания следует сказать, что швейцарские банки делят всех своих клиентов на несколько категорий, в зависимости от величины активов которыми владеет клиент и которые он передал в управление банку (разместил на счете в банке). Клиенты (их управляющие активами в Швейцарии) начали получать письма-уведомления от банков об изменении статуса их клиентов (сегментации клиента в зависимости от размера его активов) некоторое время тому назад. В такого рода уведомлениях шла речь о необходимости увеличения объема активов под управлением, причем не обязательно на одном счете (в расчет принимается весь объем средств, размещенных в банке: на депозите, в корпоративном блоке и средства семьи в управляющей компании). В среднем, для отнесения клиента к сегменту состоятельных банки подняли планку на $2-5 млн. В такой ситуации те, кто не хочет или не может пополнить счета, автоматически перемещаются в более низкий сегмент, где, как правило, взимается фиксированная плата за обслуживание счета.



Такие действия швейцарских банков направлены исключительно на повышение дохода от обслуживания категории не самых состоятельных клиентов. Причем с подобными проблемами столкнулись не только клиенты швейцарских банков, но и других западных банков. Всему виной ужесточение правил игры на банковском рынке. Как говорится ни чего личного только бизнес.


Таким образом причины происходящего чисто экономические. Если раньше подразделения частного банковского обслуживания банка (private banking and wealth management) принимали на обслуживание клиентов и со средствами ниже установленного минимума, надеясь, что сможет на них заработать в будущем, то сейчас рынок находится в стагнации, и доходы от вложений не отбивают расходы на обслуживание. Кроме этого швейцарские банки дополнительно понесли дополнительные затраты из-за ужесточения банковского регулирования и на юридические и другие сопутствующие услуги связанные с американским законом FATCA.

Плата за управление средствами клиентов в настоящий момент составляет около 0,5% от суммы переданной в управление, основной же доход банка приходится на success fee или вознаграждение за успех и составляет от 10 до 20% от полученной доходности по портфелю клиента. В ситуации же когда вознаграждение за успех у банка отсутствует (из-за волатильности на финансовых рынках в результате чего доход клиента по портфелю не может быть гарантирован не говоря уже об увеличившихся рисках получения убытка по клиентскому портфелю), у банкиров нет иной возможности компенсировать собственные расходы на обслуживание клиента.

По практическому опыту могу сказать что крупные швейцарские банки начали пересматривать свою работу с клиентами еще примерно 2 года назад. Первыми под "пересмотр" попали клиенты из Северной Африки и Ближнего Востока. Россия и Украина оказались во второй волне, в дальнейшем пересмотру планируется подвергнуть клиентов из Германии и других западных стран.

При этом, до закрытия счетов дело как правило доходит в редких случаях. В таких случаях причины различны: где-то это повышенные риски, где-то непрохождение в комплаенса.

Обращайтесь по вопросам частного банковского обслуживания (private banking), управления состоянием (wealth management) и за консультациями по вопросам защиты активов.
Благодаря многолетним деловым контактам с руководителями и собственниками ряда швейцарских банков, банковскими юристами и налоговыми консультантами я предоставляю экспертизу по вопросам любой степени сложности и путям реализации деловых и личных интересов прежде всего в Швейцарии. Вы можете связаться со мной по Skype - volkov71 или email: swissbankinginfo@bluewin.ch

Комментариев нет:

Отправить комментарий