Schweizerischer Bankenombudsman -

воскресенье, 27 мая 2012 г.

О финансовом кризисе, Швейцарии, банковской тайне и «отмывании» денег


Как показывает история, создателем и главной движущей силой финансовой пирамиды всегда были и будут прямо или опосредованно сами правительства, действующие с помощью простых инструментов — выпуска облигаций государственного займа и установления ставок рефинансирования. И наверное не надо быть провидцем что бы предположить, что следующий финансовый кризис будет кризисом государственных долговых обязательств, которые так активно выпускаются сегодня всеми государствами еврозоны и не только. Своих собственных денег сегодня не хватает всем правительствам и это факт. В результате, у правительства любого государства естественно возникает вопрос - где взять деньги?

В такой ситуации срочно нужно было найти легкодоступных «козлов отпущения», которыми, как быстро выяснилось, являются швейцарские банкиры, помогающие злым и нечестным бизнесменам прятать деньги под покровом банковской тайны.
Банковской тайны на самом деле давно не существует, по крайней мере в том виде в котором она существовала еще лет десять тому назад. В нынешних условиях не всегда нужно ее затрагивать для того чтобы получить необходимую информацию.

Нынешняя, беспрецедентная по своей силе, атака США и Евросоюза на банковскую тайну в Швейцарии, Лихтенштейне, Австрии, Люксембурге и Монако не начало борьбы, а скорее ее завершение. Банковская тайна во всех остальных офшорных юрисдикциях практически перестала существовать с введением ускоренных процедур по запросу и обмену информацией в связи с подозрениями в «отмывании грязных денег». Специальные подразделения в органах следствия и структуры, созданные заново, еще в 1995 году объединились в «общественную» «независимую» организацию Egmont Group (www.egmontgroup.org). В настоящий момент в ее состав входят 108 государств, которые ставят своей целью борьбу с финансированием международного терроризма и «отмыванием» денег. В списке стран-членов можно увидеть практически все офшорные юрисдикции, в том числе Швейцарию, а также Сирию и Ливан. Россия и Украина также являются членами данной организации. Члены организации общаются друг с другом как через Интерпол, так и с помощью как минимум 30 двусторонних соглашений.

Используя такой повод как «подозрение в отмывании денег», можно оперативным путем получить информацию о бенефициарах любой компании (в том числе офшорной) в считанные недели, не прибегая к таким сложным процедурам, как доказательство вины или специальное судебное решение. Особенно важно понимать, что такая информация будет запрашиваться даже не в банках, а у регистрационных агентов, которые, согласно локальным законам о борьбе с «отмыванием» капиталов, принятым повсеместно после 2001 года, обязаны иметь всю соответствующую документацию в своем офисе. Выяснение проходит втайне от самого бенефициара, а разглашение самого факта запроса может стать основанием для уголовного преследования (по этим же законам). Запрашиваемые материалы включают доверенности, выданные номинальными директорами, копии банковских карточек с образцами подписей, банковские выписки и т. д.

Начав борьбу за «прозрачность» финансов с «малыми» государствами разобрались легко. А вот со Швейцарией и Лихтенштейном совсем другая история. В этих странах неуплата чужих налогов не является уголовным преступлением и обмен информацией по налоговым делам не так прост. Кроме всего прочего, очевидно что в банках данных государств имели и имеют счета многие влиятельные политические лица. Тогда в ход пошли не совсем законные способы получения информации из банков данных стран, что вылилось в скандалы, связанные с утечками информации из ряда банков, в которые были вовлечены различные государственные службы соседних, и не только, государств.

Усиливающееся давление на Швейцарию и Лихтенштейн может привести к печальным последствиям — получить информацию по делам, связанным с налогами, станет намного проще.

Следует отметить, что настоящее налоговое планирование не имеет ничего общего со схемами, построенными на компаниях-однодневках, на секретных протоколах, кодированных устройствах, чемоданах, набитых наличными деньгами, и прочей шпионской атрибутикой, которой сейчас тыкают в нос швейцарским банкирам. Международная компания вполне легитимно может иметь отделения в различных странах, платить местные корпоративные налоги и выводить дивиденды в холдинг, который, как правило, даже не распределяет деньги конечным бенефициарам, а перераспределяет финансирование внутри группы. Все такие переводы осуществляются на основании договоров об избежании двойного налогообложения, имеющих массу ограничений для тех недобросовестных бизнесменов, которые пытаются повернуть закон таким образом, чтобы не платить налог нигде. В то же время не вижу ничего незаконного в том, чтобы вести бизнес с использованием таких стран, где налоги ниже среднего (например на Кипре или в Швейцарии и др.).

Таким образом можно дать один совет отечественным бизнесменам, не ждать улучшения ситуации, использовать те легальные инструменты, которые пока еще доступны. Лучше не будет. Будет хуже, сложнее, дороже и неприятней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий