Schweizerischer Bankenombudsman -

вторник, 15 апреля 2014 г.

Швейцария еще поборется за банковскую тайну

Решение Австрии и Люксембурга перейти к автоматическому обмену банковскими данными по счетам нерезидентов поставило Швейцарию в сложную ситуацию. В глобальной борьбе против уклонения от налогов Берн остался наедине со всем миром. Интервью с экспертом.

В феврале 2014 года Австрия и Люксембург не выдержали оказывавшегося на них давления и согласились ввести у себя систему автоматического обмена банковскими данными по счетам нерезидентов. Тем самым были закрыты сразу многие популярные «лазейки», позволявшие с большей или меньшей степенью законности уходить от налогов.

Напомним, что только за последний год Швейцария предприняла несколько серьезных шагов с целью соответствия мировым стандартам борьбы с уклонением от налогов. Она, прежде всего, подписала с США соглашение о передаче американским налоговым органам данных по американским клиентам, подозреваемым в совершении налоговых преступлений, и дала добро на ратификацию «Закона о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов» («FATCA» — «Foreign Account Tax Compliance Act»).

Кроме того, Берн подписал конвенцию ОЭСР, целью которой является, в перспективе, создание проекта глобального соглашения, определяющего международно-правовые основы автоматического обмена банковскими данными по счетам нерезидентов. Наконец Швейцария сформировала свою позицию в рамках переговоров с Евросоюзом о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взимании налога на финансовый источник (Zinsbesteuerungsabkommen).

И все равно, по мнению работающего на адвокатскую группу «Tax Justice Network» («TJN») эксперта из Германии Маркуса Майнцера (Markus Meinzer), Швейцария не спешит расставаться со своей банковской тайной, ведя «арьергардные бои» с целью сохранить хотя бы какое-то ее элементы.



swissinfo.ch: Люксембург и Австрия согласились реализовать у себя так называемые «расширенные положения Евросоюза», определяющие порядок и формат взимания налога на финансовый источник, в состав которых входит и принцип так называемого «автоматического обмена банковской информации по счетам нерезидентов». Какое значение все это имеет для усиления глобальной борьбы против ухода от налогов?

Маркус Майнцер (Markus Meinzer): Факт их (Люксембурга и Австрии — прим. ред.) согласия с включением в свое законодательство этих самых «расширенных положений Евросоюза» означает, ни много ни мало, что в борьбе ЕС против налоговых преступлений наступил фундаментальный поворот.

Почти все последние 20 лет эти две страны стояли на пути стремления взять банковскую тайну на территории Евросоюза, так сказать, на короткий поводок. И все эти годы именно они диктовали, по сути, темп и степень успешности борьбы с оффшорными финансовыми конструкциями. Теперь все поменялось кардинально.

Однако тут следует оставаться очень осторожным. Потому что возникает следующий вопрос, а именно, каким образом тот же Люксембург истолкует дух и букву новых положений, и насколько адекватно они будут им реализованы. Если посмотреть на историю вопроса применительно к Люксембургу, то у него, вместе с рядом других стран, тут довольно сомнительные достижения.

swissinfo.ch: Что означает все это для Швейцарии?

M.M: Люксембург и Австрия всегда были естественными союзниками Швейцарии, они неоднократно перечеркивали все усилия Евросоюза в плане достижения большей открытости и прозрачности процессов, связанных с получением и обработкой данных, касающихся лиц, совершающих налоговые преступления.

Стремясь совместными усилиями не допустить всеобщего перехода к режиму автоматического обмена банковскими данными по счетам нерезидентов, они традиционно использовали тезис «честных и справедливых рамочных условий». Точнее, они всегда говорили: «Мы отказываемся переходить на такой режим до тех пор, пока того же самого не сделает Швейцария».

Берн со своей стороны применял ту же самую аргументацию: «Мы не будем переходить на режим автоматического обмена банковской информацией, пока свои правила в этой сфере не изменят Люксембург, Сингапур, Гонконг и весь остальной мир». То есть мы имеем дело с игрой в «финансовые жмурки и прятки». И все были довольны, но теперь шаги, предпринятые Люксембургом и Австрией, серьезно подрывают позиции Швейцарии.

M.M: Это требование Швейцарии, по всей видимости, останется без внимания. С одной стороны, потому что практически все в Европе понимают на основе собственного горького опыта, что бывает, если предоставить швейцарским банкам возможность делать все, что им взбредет в голову.

Будем откровенны: история, культура и бизнес-модель частной швейцарской банковской отрасли долгое время базировались на подталкивании клиентов к уходу от налогов. Поэтому сейчас никто не рискнет пустить, что называется, козла в огород... На это в Европе никто не согласится.

Кроме того, европейские переговорщики прекрасно видят, что международное давление на Швейцарию в плане ее перехода на режим автоматического обмена банковскими данными постоянно растет, и этот процесс никак не связан с тем, получат ли швейцарские банки доступ на европейский рынок финансовых услуг, или нет.

swissinfo.ch: Швейцария дала добро на ратификацию «Закона о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов» (FATCA) и подписала конвенцию ОЭСР, целью которой является создание проекта глобального соглашения, определяющего международно-правовые основы автоматического обмена банковскими данными. Можно ли считать, что в налоговой и банковской сфере Швейцария открыла совершенно новую главу своей истории?

M.M: Увы — нет! Швейцария ведь не приняла решения о подключении к группе стран-членов ОЭСР, перешедших на новые международные стандарты финансовой и налоговой отчетности («Common Reporting Standards» — «CRS»), и пока нигде нет никаких доказательств насчет того, что Швейцария и в самом деле поддерживает эти стандарты.

Тот факт, что Швейцария является одним из разработчиков таких стандартов, еще ни о чем не говорит, кроме того, что Берн входит в ОЭСР. Будучи участником этой организации, Швейцария автоматически стала соавтором этих стандартов.

Однако значит ли это, что она их теперь реализует на практике? И не ведет ли она своей собственной игры, не пытается ли она потянуть время? И вообще, насколько конструктивной была роль швейцарских представителей в ходе выработки этих стандартов? На мой взгляд, налицо все признаки того, что на деле она просто тянет время...

swissinfo.ch: Какие конкретно признаки Вы имеете в виду?

M.M: Я имею в виду, что, по всей видимости, Швейцария старается создать сейчас систему, состоящую из двух комплексов правовых норм. Один комплекс предполагает повышение степени открытости и готовности к компромиссу в рамках отношений с богатыми и могущественными странами. Второй комплекс, так сказать, второй свежести, подразумевает применение менее строгих норм в общении с остальными странами «второго и третьего» мира.

Настаивая на заключении в области налоговой информации исключительно двусторонних соглашений и отказываясь от подписания многосторонних актов юридически обязательного характера, Швейцария получает возможность добиваться от развивающихся и пороговых стран существенных уступок. Не исключено, что они могут иметь непосредственное отношение именно к налоговой проблематике.

Ставя вопрос о том, способны ли развивающиеся страны «правильно» обращаться с налоговыми и иными «чувствительными» финансовыми данными, Швейцария дополнительно тормозит процесс достижения прогресса в области борьбы с уклонением от налогов. Однако такой рефлекс, носящий колониально-патерналистический характер, игнорирует тот факт, что эти страны уже давно и успешно обрабатывают такие и родственные им данные в рамках других заключенных ими соглашений и договоров.

Еще одна тактика проволочек и затяжек основывается на требованиях соблюдения, в рамках сотрудничества с данной страной, пытающейся получить от Швейцарии информацию о счетах своих граждан в швейцарских банках, полной и всеобъемлющей взаимности. Однако для многих развивающихся стран такая открытость приведет к огромной растрате и без того дефицитных ресурсов.

swissinfo.ch: Станут ли новый формат швейцарско-европейского сотрудничества в сфере взимания налога на финансовый источник, FATCA и новые стандарты ОЭСР в области борьбы с уклонением от налогов последними тремя гвоздями в гроб швейцарской банковской тайны?

M.M: Новые единые стандарты финансовой отчетности ОЭСР и в самом деле могут стать потенциальным «могильщиком» банковской тайны по всему миру. Зависит от того, как будут решены некоторые еще открытые вопросы и проблемы. Многое говорит о том, что какие-то минимальные ограничения будут отменены, например, ныне действующая сумма в 250 тыс. долларов, с которой теоретически может начаться процесс расследования возможного уклонения от налогов (все более скромные суммы пока остаются «под радаром»).

Но важно также, присоединятся ли к новым стандартам США и согласятся ли они с полной взаимностью в этой области. И, конечно же, нужно сохранять бдительность в отношении уловок и фокусов, о которых банкиры и их юристы наверняка мечтают уже сегодня.

В частности, следует учитывать, что новые стандарты ОЭСР в области финансовой отчетности касаются обычных банковских безналичных, проходящих по «книгам», активов, и они не «замечают» активов, хранящихся в физической форме в банковских сейфах, ячейках или на складах торговцев художественными ценностями. Не регистрируются ими и такие активы, как недвижимость, яхты, самолеты. При этом очевидно, что однажды предметом процесса обмена банковскими данным должны стать и они тоже.

swissinfo.ch: Какова тогда будет судьба миллиардов долларов, «запаркованных» во всевозможных «налоговых оазисах» по всему миру?

M.M: В настоящее время обмен информацией по «старым» активам, то есть способность к «обратной силе», предусмотрена только лишь в соглашениях между США и швейцарскими банками, которые таким образом купили себе возможность избежать судебного преследования в Америке.

С моей же точки зрения было бы неплохо включить в каталог минимальных критериев по определению порядка автоматического обмена банковскими данными по счетам нерезидентов требование учитывать активы и счета, возникшие как минимум год назад, отсчитывая с момента вхождения в силу данного порядка.

Такой критерий закрыл бы очень существенную лазейку, перечеркнув возможность переоформить активы так, чтобы иметь повод формально вывести их из сферы действия системы автоматического обмена банковскими данными. Речь идет о таких возможностях, как перевод активов в золото или в наличные деньги. Очень часто используется и метод дробления активов с тем, чтобы обойти минимальные требования по суммам, обязательным к «досмотру» в плане борьбы с возможными налоговыми деликтами.

Источник: swissinfo.ch




Комментариев нет:

Отправить комментарий